Суббота, 23 июня 2018  RSS  Письмо редактору
Суббота, 23 июня 2018  RSS  Письмо редактору
16:08, 27 февраля 2017

Госдума дважды отклонила поправки Минздрава о лечении пьяных водителей


Около двух лет назад премьер-министр Дмитрий Медведев в рамках комплексного плана по борьбе с аварийностью, дал Минздраву поручение разработать законопроект, который позволял бы принудительно отправлять на лечение водителей за управление транспортным средством в нетрезвом виде. Однако Минздрав так и не сумел предоставить проект закона парламенту.

Меньше чем через месяц после поручения Дмитрия Медведева министерство сообщило о готовности проекта. Он предусматривал внесение поправок в КоАП и УК, согласно которым судья при назначении наказания водителю, управлявшему транспортным средством в нетрезвом виде, сможет обязать его пройти диагностику и лечение.

В случае если водителя в нетрезвом состоянии поймали повторно в течение года, то суд, согласно законопроекту, будет обязан отправить нарушителя в медицинскую организацию для прохождения курса лечения от алкоголизма. Однако проект комплексного федерального закона так и не был представлен Госдуме. Вместо этого ведомство дважды внесло в Госдуму поправки к другому законопроекту — о сокращении количества документов при оформлении пьяных водителей.

Автор проекта — первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков, который в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что таким образом министерство пыталось выполнить поручение премьера, согласно которому документы должны были быть представлены в парламент не позже 1 июня 2016 года.

«Минздрав, не успевая подготовить законопроект, решил запрыгнуть на подножку уезжающего поезда. В самом конце весенне-летней сессии вместо полноценного законопроекта они внесли поправки к моему проекту о сокращении количества документов при оформлении пьяных аварий», — пояснил Лысаков.

В итоге профильный комитет парламента предложенные ведомством поправки отклонил. Однако Минздрав повторно внес свои предложения уже депутатам нового созыва. Но и вторая попытка министерства выполнить требования премьера и президента оказалась неудачной — комитет во второй раз рекомендовал поправки отклонить.

Такое решение комитета Лысаков объясняет тем, что представленные ведомством идеи и решения не соотносятся с законопроектом о сокращении документов при оформлении «пьяных» ДТП.

«Мой законопроект предусматривает сокращение обязательных при оформлении документов с шести до двух-трех. Он позволяет как минимум два документа объединить в один: протокол об отстранении водителя от управления и протокол о задержании транспортного средства.

К тому же в некоторых случаях можно будет не заполнять и протокол о предварительном освидетельствовании — вместо этого водитель сможет сразу обратиться в медицинское учреждение. — поясняет Лысаков. — А то, что предложил Минздрав, прямо противоречит концепции этого законопроекта: вместо уменьшения количества документов они предлагают, наоборот, добавить целую кипу бумаг. К тому же и тематика поправок концептуально отличается».

Кроме того, депутат сообщил, что проект федерального закона Минздраву следует вносить в профильный комитет по здравоохранению.

«Действия Минздрава — попытка вскочить в уходящий законотворческий поезд. Конечно, мы их отклонили», — сказал Лысаков, добавив, что информации о дальнейшем продвижении инициативы по принудительному лечению водителей у него нет.

Некоторые эксперты считают, что принятие таких поправок в данный момент необходимо. Так, по мнению нарколога, руководителя медицинских программ благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Сергея Полятыкина, принять поправки в КоАП, которые позволят судьям отправлять пьяных водителей на принудительное лечение, действительно необходимо.

«В принципе судьи и сейчас могут отправлять водителей на принудительное лечение, но такие постановления часто обжалуются, а любое обжалование — минус в карьере судьи. Нужны поправки в КоАП, которые полностью легализуют это право для судей», — считает эксперт.

При этом, по мнению Полятыкина, затраченные на внедрение системы денежные средства не идут ни в какое сравнение с количеством человеческих жизней, которые могут быть спасены в результате таких преобразований.

Другого мнения придерживается врач-нарколог Александр Ковтун. Он считает, что внедрение принудительного лечения водителей от алкоголизма и наркомании в нынешних условиях приведет только к возникновению дополнительных проблем и пробуксовке всей системы.

 «Сейчас перед возвращением водительского удостоверения водитель, который раньше был пойман в нетрезвом состоянии, должен повторно пройти медицинскую комиссию и получить справку. Если же у комиссии возникнут подозрения, ее председатель может обратиться в медицинское учреждение для проведения обследования и дальнейшего лечения автомобилиста.

Но даже этот механизм не реализован достаточно четко, поэтому усложнять и без того не идеально работающие схемы не следует. Без должной предварительной проработки на уровне Минздрава такие инициативы преждевременны», — объясняет эксперт.

По словам Ковтуна, при внедрении системы по принудительному лечению водителей возникнет необходимость проведения дополнительных экспертиз, которые в каждом конкретном случае будут отвечать на вопрос о целесообразности такого лечения.

«Прежде чем говорить о лечении, нужно провести экспертизу, которая покажет, страдает ли водитель алкоголизмом или наркоманией и, если страдает, требуется ли ему лечение. Нужно сначала урегулировать эти вопросы. Практически сейчас реализовать даже механизм диагностики водителей, которых остановили в состоянии алкогольного опьянения, очень сложно», — подытоживает нарколог.

Напомним, что в итоге Минздрав оказался единственным ведомством, которое отстало от графика и не справилось с поручением Дмитрия Медведева по разработке правительственных мер по снижению смертности в ДТП. Остальные задействованные министерства и ведомства свои задачи выполнили, и другие законопроекты, в частности, о введении наказания за опасное вождение и систематические нарушения ПДД были внесены в Госдуму в срок.

Об авторе: Карина С.


© 2018 СМИ ФАРпресс
Создание и поддержка сайта: RykovLab.ru

%d такие блоггеры, как: