Понедельник, 19 ноября 2018  RSS  Письмо редактору
Понедельник, 19 ноября 2018  RSS  Письмо редактору
16:24, 17 марта 2017

Минздрав просят раскрыть данные о наркоманах, алкоголиках и эпилептиках


ГИБДД России и Общественная палата РФ жестко раскритиковали Минздрав России за то, что ведомство не предоставляет автоинспекции данные о стоящих на учете наркоманах, алкоголиках и эпилептиках. 

На днях в Общественной палате (ОП) РФ был поднят вопрос о недостаточном контроле над состоянием здоровья водителей. Семь лет назад Генпрокуратура выявила 50 тысяч водителей, стоявших на учете в наркологическом и психоневрологических диспансерах, но, тем не менее, получивших водительское удостоверение (однако спустя некоторое время суд их аннулировал).

В 2014 году Минздрав ужесточил правила получения медицинских справок, обязав граждан предоставлять в водительские комиссии заключения из профильных диспансеров, а также электроэнцефалографию (ЭЭГ), после чего стоимость справки возросла до 3-5 тыс. руб. В 2016 году Минздрав вновь упростил правила освидетельствования: был исключен ряд врачей (невролог и ЭЭГ стали обязательными только для получения прав на вождение большегрузов), но заключения нарколога и психиатра из диспансеров остались обязательными.

Приглашенные в ОП эксперты отметили, что здоровье водителей сегодня никак не контролируется. Глава Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов привел в пример случай, который произошел с ним лично: он оказывал первую помощь человеку, у которого случился приступ эпилепсии, но при этом выяснилось, что у того есть действующие права. Только в прошлом году в России произошел не один десяток ДТП из-за людей, у которых внезапно начался приступ.

Автошколы в Москве, к примеру, заказывают справки для своих учеников у нелегальных выездных медкомиссий, которые вообще не проверяют здоровье кандидата в водители, отметил глава Ассоциации частных медцентров Альберт Ханов. Около трети водителей, получивших права в прошлом году, не обращались за заключениями в диспансеры, добавил заместитель директора Московского научно-практического центра наркологии Сергей Копоров. Представитель УГИБДД Москвы Анатолий Мисенко подтвердил, что по данным ГИБДД, в столице за второе полугодие 2016 года количество обращений в специализированные медучреждения сократилось вдвое (до 13 тыс.). «Конечно эти медкомиссии лишают лицензий, но спустя некоторое время они открываются под другим названием»,— добавил господин Копоров.

Частично проблему решил бы обмен данными между Минздравом и МВД, заявил заместитель начальника отдела регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД России Сергей Фомочкин. Наладить этот обмен поручил президент еще в 2009 году. «Но такой базы данных нет, на данный момент мы с Минздравом не понимаем, как это сделать»,— пожаловался Фомочкин. По его словам, в Минздраве боятся, что МВД получит доступ к личным данным граждан. «Нам же не нужен диагноз, мы можем получать ответ в автоматическом режиме — имеются у человека противопоказания к вождению или нет»,— отметил он.

Больных наркоманией и алкоголиков ГИБДД и прокуратура выявляют пока своими силами. «Мы запросили в ГУ МВД по Москве списки лиц, совершивших в 2016 году уголовные преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, стоящие при этом на учете,— рассказал «Ъ» начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере обеспечения правопорядка прокуратуры Москвы Дмитрий Романов.— Получив перечень из десятков тысяч фамилий, мы выяснили, что 1260 человек имеют действующее водительское удостоверение». По словам господина Романова, в суды будут направлены иски о прекращении действия водительских удостоверений этих граждан, соответствующее поручение направлено прокурорам округов: в ближайшие один-два месяца алкоголики и наркоманы будут лишены правом управлять автомобилем. Такая работа проводится регулярно, в 2016 году прокуратура Москвы через суды лишила прав 450 человек, пояснил он.

Эксперты считают, что доступ ГИБДД к базе данных Минздрава не решит всех проблем. Ученый секретарь Центра социальной и судебной психиатрии Сербского Светлана Шпорт отметила, что граждане с проблемами по линии психического здоровья или наркологии зачастую наблюдаются в частных клиниках, те Минздраву информацию не передают. «Люди стараются скрыть свой диагноз, потому что знают: им не выдадут справку и они будут ущемлены в своих правах»,— резюмировала она.

Анатолий Мисенко из УГИБДД Москвы напомнил, что в советские времена водительских комиссий в столицы было пять-шесть, а сейчас, по данным Союза автошкол Москвы,— около 100 (в области — 250). Их перечень, уверен он, нужно определить «на законодательном уровне», причем в нем должны остаться только госучреждения. Заместитель начальника УГИБДД по Московской области Сергей Севастьянов настаивает: необходимо наделить сотрудников ДПС полномочиями принудительно направлять водителей на обследования при «выявлении признаков» заболеваний, при которых нельзя управлять автомобилем. По его мнению, нужно ввести и обязанность дополнительной проверки водителей после ДТП, поскольку полученные травмы могут быть несовместимы с вождением.

По итогам заседания глава комиссии по безопасности ОП Антон Цветков заявил, что палата обратится к главе Минздрава Веронике Скворцовой: «Мы видим заинтересованность всех сторон в решении проблемы, а Минздрава — не видим».

В октябре 2015 года на совещании в правительстве РФ претензии по поводу затягивания с базой данных предъявлял Минздраву представитель Генпрокуратуры Александр Русецкий, однако комментариев от ведомства тогда не последовало. Интересно, что два года назад на regulation.gov.ru был опубликован подготовленный в МВД законопроект о создании единой базы данных о здоровье водителей, в Минздраве тогда пообещали «изучить проект». Документ прошел общественное обсуждение, но за два года его статус на портале не менялся.

Об авторе: Карина С.


© 2018 СМИ ФАРпресс
Создание и поддержка сайта: RykovLab.ru

%d такие блоггеры, как: