В исследовательском центре психиатрии и наркологии (ФМИЦПН) им. В.П. Сербского занимаются разработкой нового формата проверки кандидатов в водители.
Это психологическое тестирование, позволяющее выявить степень агрессивности будущего водителя. По мнению психологов, профилактическая работа с водителями поможет существенно сократить количество аварий и несчастных случаев на дороге.
Научный сотрудник лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФМИЦПН им. В. П. Сербского Дмитрий Калинкин в своем интервью пояснил «Известиям», что на сегодняшний день законом не предусматривается направление врачом-психиатром водителя на какие-либо дополнительные исследования. Прохождение обследования у психолога необходимо только профессиональным водителям.
«Мы трудимся над разработкой клинико-психологических инструментов и психологических критериев допуска или недопуска к вождению, — рассказал Дмитрий Калинкин. — Хотим, чтобы психологическое исследование стало играть куда большую роль при получении прав, чем сегодня».
По мнению господина Калинкина, благодаря этому так называемому «двойному барьеру», выявление нарушений психики работало бы эффективнее. Психолог способен определить уровень агрессивности у человека, и это, по мнению сотрудников центра психиатрии, позволило бы предотвратить большое количество ДТП и различных нарушений.
Данная инициатива нашла поддержку среди медиков, однако автомобилисты отнеслись к ней скептически.
По мнению экс-главы ГИБДД Владимира Федорова, в России, как минимум, нет такого количества психологов. «Идея не плохая, но смогут ли врачи осмотреть всех потенциальных водителей? И делать это надо не при приеме экзаменов, а на этапе сбора людьми справок для поступления в автошколу», — сомневается он.
В новых программах по обучению водителей отведено 12 часов на изучение «Психофизиологических основ деятельности водителя», напоминает председатель правления НП «Гильдия автошкол России» Сергей Лобарев. Наиболее известные автошколы используют аппаратные комплексы для изучения психофизиологических особенностей кандидатов в водители. «Зарубежные автошколы уделяют куда больше внимания изучению психологии, реакции на агрессивность, культуре и этике, чем изучению ПДД. Соблюдению не только «буквы», но и «духа» правил. Нам действительно нужны «транспортные» психологи и центры, где работали бы с нарушителями», — считает он.
Эксперты, в свою очередь уверены, что дополнительный этап при получении прав потребует не только существенной траты бюджетных средств, но и создаст дополнительную почву для коррупции.