ГИБДД России выпустила документ, разъясняющий регионам и автошколам, как именно нужно принимать экзамены у кандидатов в водители и выдавать им водительское удостоверение. Соответствующий регламент действует с прошлого года, но из-за огромного количества вопросов от автошкол, потребовались дополнительные уточнения. Разъяснения не имеют юридической силы и носят информационно-разъяснительный характер, считают эксперты. До 10 мая ГИБДД будет принимать пожелания от регионов, для того, чтобы учесть их при подготовке проекта по изменению регламента.

Разъяснения по правилам приема экзаменов у учеников автошкол разосланы во все региональные управления Госавтоинспекции, соответствующее письмо подписал первый заместитель начальника ГИБДД России Владимир Швецов. Напоминаем, что в рамках реформы по сокращению аварийности среди водителей-новичков 1 сентября 2016 года вступили в силу новые правила сдачи экзаменов, а именно: увеличилось число вопросов на теоретическом экзамене и количество упражнений на учебной площадке, ужесточилась система штрафных баллов за совершенные ошибки в городе. Описательная часть большинства упражнений вызвала недоумение у многих автошкол, спровоцировав тем самым споры между сдающими и экзаменаторами. Острее всего эта проблема стоит в регионах, где ГИБДД использует для экзамена на площадке машины и площадки автошкол. Образовательные учреждения и территориальные подразделения ГИБДД обратились в Госавтоинспекцию России за разъяснениями в конце сентября 2016 года, ответ был дан через семь месяцев.

Разъяснения по большей части сыграют кандидатам в водители «на руку». К примеру, если во время движения между упражнениями на площадке у автомобиля заглох двигатель, то ошибкой это не считается (до сих пор эта ситуация никак не была описана). В случае если сдается экзамен на мотоциклетную или мопедную категорию, нужно иметь только шлем: требовать наличие полной мотоэкипировки и защиты экзаменатор не имеет права. Если упражнения выполняются последовательно одно за другим, останавливаться перед каждым из них уже не придется. Также разъяснен порядок проверки навыков начала движения на подъеме: перед стартом все колеса машины должны быть на эстакаде, при этом в неподвижном состоянии автомобиль может быть зафиксирован как стояночным (ручным) тормозом, так и рабочей тормозной системой (то есть педалью тормоза). Откат машины вниз во время упражнения является ошибкой.

По поводу экзамена в городе в разъяснениях говорится следующее: если ученику не удалось продемонстрировать умение обгонять или опережать другую машину (к примеру, не было попутных автомобилей или маневр нельзя было сделать безопасно), то продлевать экзамен на срок более отведенных 30 минут нельзя, при этом на конечную оценку этот факт влиять не должен, пишет «Ъ».

ГИБДД также разъяснила ряд процедур, связанных с выдачей прав. Если гражданин уже получил удостоверение, а потом выяснилось, что основанием для выдачи были поддельные документы (медсправка, свидетельство об окончании автошколы и т. д.), то права аннулируются, в единую базу данных Госавтоинспекции вносится соответствующая запись, а гражданину направляется письменное уведомление. Разъяснена также ситуация, когда человек с украинскими правами желает получить права российские. Для этого он заново сдает экзамены, при этом Госавтоинспекция России направляет в ГАИ Украины запрос, не был ли гражданин лишен прав. Если ответа на запрос не приходит, то выдаются российские права. Но если информация о лишении прав придет позже, то удостоверение будет аннулировано, поясняют в ГИБДД.

Если бы разъяснения вышли раньше, автошколам удалось бы избежать значительных затрат, говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. «Именно на автошколы легла основная финансовая нагрузка по оснащению машин и площадок для приема экзаменов по новым требованиям. Затраты одной автошколы составили в среднем от 100 тыс. до 300 тыс. руб., а в некоторых случаях и до 1 млн руб. И, как выясняется после выхода разъяснений, многие затраты были сделаны зря»,— рассказала она. Автошколы, к примеру, закупали дорогостоящий бордюрный камень для оборудования подъезда к учебной эстакаде (этого часто требовали местные УГИБДД), что, как выясняется из разъяснения, можно было не делать. Госпожа Шутылева также отметила, что разосланный документ во многом противоречит самому регламенту и может еще больше запутать экзаменаторов и учеников. При этом она заметила, что разъяснения юридической силы не имеют, «ответы на все вопросы должны быть даны в самом регламенте».