МВД опубликовало на сайте regulation.gov.ru проект постановления правительства РФ, закрепляющее перечень из 34 национальных стандартов (ГОСТов) и строительных норм и правил (СНиПов), обязательных к применению.

Напомним, что согласно закону «О стандартизации» ГОСТы и СНиПы по умолчанию применяются добровольно, и только в случае если ссылка на них содержится в нормативноправовом актевласти обязаны соблюдать данный стандарт. В феврале 2017 года первый вицепремьер Игорь Шувалов поручил МВД сформировать список существующих стандартов и правил, влияющих на безопасность движения, и закрепить их в постановлении правительства. Частично решение связано с высоким уровнем аварийности изза разбитых дорог: по данным ГИБДД, в 2016 году 71,5 тыс. дорожных происшествий сопутствовали «неудовлетворительные условия содержания и благоустройства уличнодорожной сети«— это на 13,5% больше по сравнению с 2015 годом.

Четыре ГОСТа, попавших в проект постановления, сейчас и так являются обязательными, пояснили «Ъ» в прессслужбе Росстандарта. В ПДД РФ содержатся ссылки на ГОСТ 522892004 (правила применения знаков, светофоров, разметки и ограждений), ГОСТ 522902004 (требования к дорожным знакам), ГОСТ 512562011 (требования к разметке). Отдельное постановление 2014 года содержит ссылку на ГОСТ 520442003 (наружная реклама вдоль автодорог, требования и правила ее размещения), что также делает его обязательным к применению.

Обязательным станет также ГОСТ 5059793 (требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц), в котором записаны, в частности, максимально допустимые размеры дорожных ямне более 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину. По этому же ГОСТу коммунальщики не имеют права формировать снежные валы ближе 5 м от пешеходного перехода и ближе 20 м от остановочного пункта. Обязательным станет и ГОСТ 526052006, в котором содержатся требования и правила установки искусственных неровностейлежачих полицейских«). В нем говорится, к примеру, что если отдельные элементы такой неровности разрушились и выпали (довольно частый случай на практике), то ее эксплуатация запрещается. Обязательным становится также ГОСТ 523992005, в котором заложены требования к ширине обочины (1,753,75 м, зависит от типа дороги), полосы (34,5 м), а также размеры центральной разделительной и разгонной полос. Дорожные службы должны будут соблюдать также ГОСТ 509702011 (требования и правила применения столбиков) и ГОСТ 509712011 (правила применения и требования к светоотражателям, встраиваемым в полотно).

За несоблюдение обязательных стандартов дорожникам грозит штраф до 300 тысяч  рублей, пояснил первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Напомним, в начале 2017 года были приняты поправки к КоАП РФ, согласно которым ГИБДД будет применять усиленные санкции в отношении дорожников, не выполняющих работы по выданным им предписаниям.
Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман считает, что предлагаемый перечень необходимо дополнить недавно принятыми ГОСТами о дорожных камерах (вступают в силу 1 июня 2017 года), это, по его мнению, позволит дополнительно защитить права автомобилистов от незаконно выписанных штрафов.

Президент ассоциации дорожных научноисследовательских организаций РОДОС, эксзамминистра транспорта Олег Скворцов считает, что указанные в подготовленном МВД перечне стандарты деюре не действуют «в настоящее время в связи с принятием технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог«».