В Госдуме по—прежнему идет обсуждение законопроекта о реформе ОСАГО, по итогам которой «натуральное возмещение» ущерба будет преобладать над денежной компенсацией. Госдума планирует рассмотреть поправки во втором и третьем чтениях уже в январе. Если все сложится, то уже в марте закон заработает.
Отметим, что ранее законопроект получил негативную оценку от правового управления Госдумы и государственно—правового управления администрации президента, там инициативу сочли недостаточно проработанной. Однако, регулятор сумел донести до комитета Госдумы по финрынку основную суть и все—таки рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении, с учетом обязательной масштабной доработки ко второму чтению.
В начале декабря поправки были приняты в первом чтении. Дальнейшее обсуждение всех имеющихся предложений в Госдуме запланировано на 10 января 2017 года.
Заместитель руководителя департамента страхового рынка ЦБ РФ Светлана Никитина заявила, что в законе, скорее всего, будут прописаны исключения, при которых выплата в «натуральной форме» будет невозможна. К примеру, возмещение ущерба в виде ремонта будет распространяться только на автомобили, которыми владеют физические лица. Помимо этого, денежная компенсация будет возможна в случае, если автомобиль не подлежит восстановлению или же стоимость ремонта превышает лимит страховой суммы по договору ОСАГО.
Также предлагается сделать исключение для автомобилистов, которые попали в «тяжелую жизненную ситуацию». Поясним: к примеру, автовладелец не планирует восстанавливать свой разбитый автомобиль, но ему необходимы деньги на реабилитацию после аварии. Но как именно страхователь докажет степень тяжести своей жизненной ситуации представители ЦБ не уточняют, да и, судя по всему, у страховщика останется право отказать в выплате даже в такой ситуации. Решением споров по новому виду возмещения ущерба между сторонами будет заниматься специальная комиссия при РСА.
Заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин обозначит, что «в любой ситуации, при которой из—за неправомерных действий страховщика ОСАГО не может быть надлежащим образом организован ремонт, последует денежная выплата».
Поправками к законопроекту также будут установлены правила и условия направления транспортного средства на ремонт. В законе могут прописать, что при заключении договора автовладелец самостоятельно выбирает СТО, но он сможет выбирать лишь из тех СТО, с которыми у страховой компании заключен договор. Согласно документу, расстояние до СТО, куда страховщик может направить клиента, не должно превышать 50 км от места ДТП или от места, где проживает клиент.
Самым обсуждаемым стал пункт, касающийся автовладельцев, которые попали в ДТП в чужом регионе. В ЦБ посчитали разумным в таком случае оставить право выбора места проведения ремонта за страховщиком.
Помимо всего прочего, может быть откорректирован срок, в который пострадавший в ДТП получит компенсацию. Сегодня на выплату страхового возмещения после подачи в страховую документов отводится 30 дней. В новой редакции закона этот срок может вырасти до 2 месяцев, а иногда и больше. ЦБ предлагает дать страховщику (помимо тех 20 дней, которые у них есть на рассмотрение заявления) еще 30 дней на ремонт (выходные и праздничные дни не учитываются). Еще 5 дополнительных дней будет отведено на транспортировку автомобиля в сервис. В случае если страховщик не укладывается в срок, то он обязуется выплатить неустойку за каждый день просрочки. Чистюхин также пояснил, что ЦБ будет строго следить за реализацией новой схемы компенсаций по ОСАГО, в случае если количество претензий на эту форму компенсации будет значительным, то регулятор сможет ввести запрет на возмещение убытков ремонтом.
Генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников отметил, что условия натуральных компенсаций по страхованию автогражданской ответственности за границей абсолютно другие.
«Ни в одной стране мира принудительно не направляют на ремонт, а также не направляют на сервис по указанию страховщика»,— поясняет он «Газете.Ru».
Последнее как минимум нарушает принципы свободной конкуренции. Очень важно будет создать базу независимых аккредитованных СТО, чтобы автовладелец сам мог выбрать любой сервис.
Тюрников также считает, что предложенный регулятором срок, в который сервисы обязаны отремонтировать автомобиль, очень велик.
Страховщики, наоборот, считают поправки ЦБ сбалансированными. Они учитывают интересы, как страховщика, так и клиента. Однако, представители страховых сообществ считают важным вопрос, касающийся денежных выплат клиенту в случае его тяжелого материального положения. Такой термин есть в УК, но к закону об ОСАГО его не применить. Страховщики советуют регулятору определить признаки, по которым можно определять тяжелое положение.