В прошлом году сразу в несколько раз уменьшилось количество граждан, сдавших экзамены на водительские права с первой попытки. В ГИБДД считают, что причина в низком качестве подготовки кандидатов в водители автошколами. Те, в свою очередь, считают, что все дело в недостатках недавно откорректированных правил сдачи экзаменов и в огромном количестве школ, обучающих вождению незаконно и практически бесплатно.

Статистику ГИБДД, отражающую положение дел со сдачей экзаменов на водительские права, представили в 17 марта на всероссийском научно-практическом семинаре руководящих работников автошкол. Согласно статистике, в 2013-2015 годах «теорию» с первой попытки успешно проходили 53% учащихся, экзамен на площадке — 65-72%, вождение в городе — 66-70%. По итогам 2016 года показатели снизились до 34%, 56% и 48%, соответственно. Стоит отметить, что одновременно с этим, снижается аварийность по вине малоопытных водителей: в январе текущего года количество ДТП с их участием сократилось на 34% по сравнению с прошлым годом. Вместе с тем, идет и снижение количества водителей, получивших права: в 2015 году их было 1,58 млн, в 2016 году — 1,38 млн.

«Количество аварий действительно серьезно снизилась, но это, я думаю, не исключительно ваша заслуга, — заявил представителям автошкол заместитель начальника отдела экзаменационно-регистрационной работы ГИБДД России Сергей Фомочкин.— Вероятнее всего причина в банальном повышении объективности при принятии решения о способностях и навыках кандидата, а также снижением коррупции. Статистика говорит о том, что качество подготовки упало, а это значит, что его необходимо совершенствовать».

Уже в течение шести лет в России идет реформа образования будущих водителей, целью которой является снижение аварийности с их участием. Благодаря реформе граждане потеряли свое право на сдачу экзамена в ГИБДД без обучения в автошколе. В августе 2014 года было введено новое требование к автошколам: они не имеют права обучать вождению на площадке размерами менее 0,24 га. В сентябре 2016 года вступил в силу регламент МВД с новым порядком приема экзаменов.

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева считает, что снижение аварийности является заслугой автошкол: программы были полностью переработаны, также было увеличено количество часов для подготовки водителей. По ее словам, некоторые автошколы серьезно вложились в модернизацию, потратив более 500 тысяч рублей на закупку дополнительного оборудования.

На семинаре также поднимался вопрос большого количества нелегальных автошкол, которые не смогли по каким-либо причинам получить лицензию и заключение ГИББД, необходимые для работы, но, несмотря на это, набирающих учеников. Такие школы предлагают им окончить курсы за символические 7-10 тысяч рублей. «Надзорные органы не принимают никаких мер, хотя имеют все инструменты для этого», — сетует главный эксперт Национального экспертного совета по обучению водителей Александр Лыткин. Он также напомнил про инциденты, когда гражданин учится в автошколе, успешно сдает экзамен, получает права, а через некоторое время ГИБДД выясняет, что у автошколы не было лицензии, и, соответственно, через суд лишает водителя прав. В ГИБДД, в свою очередь, признают, что проблема существует, сообщает «Ъ».

В презентации Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД для представителей автошкол говорится о «нехватке квалифицированных кадров и штатной численности экзаменаторов», постоянных сбоях в базе данных ГИБДД, а также «плохом знании личным составом законодательства». На данный момент Госавтоинспекция занимается сбором замечаний и рекомендаций от автошкол, пояснил Сергей Фомочкин, и, к концу года будет сформирован проект приказа МВД с изменениями в действующий ныне регламент.