Комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ одобрила поправки к КоАП РФ, согласно которым штраф за отказ уступить дорогу пешеходу, велосипедисту и другим участникам дорожного движения на переходе будет увеличен с 1,5 тыс. до 2,5 тыс. рублей. Исключения составят водители «скорых», пожарных, полиции и других транспортных средств, пользующихся преимуществом в движении. В ближайшее время законопроект будет рассмотрен на заседании правительства РФ, после чего направлен в Госдуму.
Напомним, усилить ответственность водителей поручил Владимир Путин на заседании Госсовета по безопасности дорожного движения в марте 2016 года. В начале июня МВД подготовило проект поправок к КоАП РФ, предложив увеличить штраф за отказ пропустить пешехода до 2,5 тыс. рублей. Впоследствии этот текст и поступил в правительство.
Согласно п. 14.1 ПДД, водитель, приближаясь к нерегулируемому переходу, обязан уступить дорогу пешеходу. Это значит, что водитель не должен продолжать движение, если это может вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. В 2014 году разъяснения дал и Верховный суд: если траектории автомобиля и пешехода не пересекаются, автомобиль может ехать дальше, не останавливаясь.
Однако зачастую инспекторы ДПС руководствуются еще старой формулировкой ПДД, действовавшей до 2014 года, пояснил “Ъ” президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Она требовала от водителей «снизить скорость или остановиться» перед зеброй, на которую вступил пешеход. Травин также считает, что из ПДД необходимо убрать расплывчатые формулировки вроде «может вынудить изменить направление».
«В идеале нужно обязать инспекторов опрашивать пешехода, мешала ли ему машина пройти, заставила ли его попятиться назад или остановиться,— считает Травин.— Пешеход в такой ситуации — единственный свидетель. Суды должны отменять постановления при отсутствии показаний».
«Повысить штрафы — проще всего,— говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Правительству надо подумать, как увеличить количество внеуличных переходов, как подсветить “зебры”». По его мнению, нужно повышать санкции и для пешеходов, нарушающих ПДД. «Ведь они идут, не глядя на дорогу, в капюшоне, темной одежде, надев наушники, а чуть что виноваты автомобилисты»,— считает Лысаков. Отметим, что, по данным ГИБДД, из 47 тыс. аварий с участием пешеходов 19,5 тыс. произошли по вине последних.