В Следственный Комитет РФ поступил депутатский запрос с просьбой провести «доследственную проверку» по факту нарушений, допущенных столичными властями при расчете тарифа на эвакуацию автомобилей. Нарушения были обнаружены Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В мэрии Москвы утверждают, что цены на эвакуацию подсчитаны верно.
Проверку обоснованности тарифов на эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей ФАС России проверяла по запросу первого зампреда комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова. Напомним, с 1 сентября 2016 года регионы обязаны были пересчитать расценки в соответствии с единой методикой антимонопольной службы — таково требование КоАП РФ. Правозащитники ожидали, что после перерасчета тарифы изменятся прежде всего в Москве, где стоимость эвакуации привязана к мощности машины, достигая 7 тыс. рублей. Проведя вычисления, в мэрии Москвы заявили, что в реальности тарифы должны быть выше, но во избежание «социальной напряженности» менять их не стали.
Московский департамент экономической политики использовал показатель 1242 человека. ФАС же указывает, что по «среднесписочной численности» (не учитываются находящиеся в отпуске, совместители и т. д.) перемещением занимаются 1120 сотрудников АМПП.
Еще один спорный показатель — количество занятых водителей. С учетом круглосуточной работы эвакуаторов необходимо, следует из данных департамента экономической политики, в среднем 4,4 водителя на один погрузчик. Общее же число водителей составляет 755 человек. В ФАС России, в свою очередь, изучили путевые листы АМПП, придя к выводу, что по ночам на улицах работает 1/8 парка эвакуаторов. Таким образом, в действительности водителей нужно меньше.
В департаменте экономической политики Москвы заявили, что тарифы были рассчитаны на основании «данных 2015 года с учетом применения индексов утвержденного прогноза социально-экономического развития России». Кроме того, учитывались «фактические значения расходов АМПП за отчетный период 2015 года, а также плановые показатели объемов работы на 2016 год«. Что касается режима работы сотрудников и эвакуаторов, то использовались данные департамента транспорта города Москвы, курирующего АМПП.
Отметим, что на момент проверки ФАС полномочия по формированию тарифов на эвакуацию были переданы департаменту транспорта: соответствующее постановление подписал 19 декабря 2016 года мэр Сергей Собянин. В департаменте транспорта заявили, что «используют тариф, установленный департаментом экономической политики Москвы».
«Споры с Госдумой по идее должны привести к тому, что расчеты станут точнее,— говорит партнер юридической компании «ФБК Право» Александр Ермоленко (судился с департаментом экономической политики по поводу обоснованности тарифов в 2015 году, но проиграл).— Кроме того, передача полномочий по тарифам департаменту транспорта, где знают экономику эвакуации, может сделать спор более конструктивным. Но главная проблема в том, что у мэрии в вопросах тарификации, по сути, нет оппозиции, нужен дополнительный политический противовес. И ФАС могла бы им быть».