Натуральное возмещение в ОСАГО еще не введено, а страховое лобби уже выступило с новым предложением, кардинально меняющим всю систему: в РСА считают необходимым начать использовать франшизу в ОСАГО. Президент РСА Игорь Юргенс рассказал, что «ОСАГО должно стать своего рода базовым каско — минимальным продуктом, к которому можно будет докупить все необходимые опции».

Напомним, что недавно было озвучено решение Конституционного суда, указавшее на возможность взыскания с виновника недостающей суммы убытка сверх лимита ОСАГО. Игорь Юргенс считает, что «для больших городов возрастает актуальность расширения покрытия. Но для человека, живущего в маленьком поселке, который выезжает в город раз в несколько лет, это не самое главное. Возможно, что для интереснее была бы возможность приобретения полиса дешевле, например полиса с франшизой».

По мнению господина Юргенса, размер франшизы может составить 10-15 тыс. рублей. При этом в РСА не решили, будет ли это правило применяться только при ущербе менее объема франшизы или при любых авариях, решение данного вопроса РСА оставляет «на суд ЦБ». По данным «Ъ», в ЦБ негативно относятся к перспективе изменений тарифов ОСАГО.

Из-за убыточности ОСАГО, о котором все время говорят в РСА, скидок от текущих тарифов в случае реализации идеи автомобилистам ждать не стоит. Согласно данным, предоставленным РСА: страховщики получили 14 млрд рублей премий, а выплатили 14,3 млрд рублей. «С учетом расходов на ведение дел и формирование резервов, убыточность превышает 130%. Уже давно идут разговоры о том, что тариф необходимо повысить на 25-60%, но мы осознаем, что это невозможно», — рассуждает Юргенс. По его мнению, именно переход на ОСАГО с франшизой, способен решить проблему убыточности для страховщиков, и избежать повышения тарифа.

Помимо этого, страховщики предложили Банку России внести существенные изменения в систему расчетов коэффициента «бонус-малус» (КБМ) — системы скидок и надбавок по итогам аварийной езды. На сегодняшний день КБМ варьируется от 0,5 (скидка 50%) до 2,45 и применяется на весь срок действия договора. Союз предложил рассчитывать значение КБМ на каждый календарный год и устранить практику, при которой один водитель может быть вписан в разные полисы с разным КБМ.

Предложения страховщиков вызвали критику со стороны автомобилистов, а также защитников их прав. «Франшиза в ОСАГО не нужна, — считает глава Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин.— Для незащищенных слоев населения взыскание убытка с виновной стороны в размере 15 тысяч рублей, может оказаться непосильной практикой. Не думаю, что инициатива пройдет».

По мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, франшиза в ОСАГО — «хорошая идея», но только в случае, если стоимость полиса будет снижена в несколько раз. По данным РСА, в январе средняя цена полиса ОСАГО составила 6 тыс. рублей.

«В 2014 году мы уже предлагали идею с франшизой и страховому сообществу и регулятору, — вспоминает Шкуматов.— Дело в том, что большинство водителей считают, что у них «все включено» и ведут себя на дороге просто безобразно. Но как только они поймут, что им придется самостоятельно платить за аварию, то это быстро их отучит от такого поведения».

Напомним, что ближайшее изменение закона об ОСАГО — замену денежных выплат ремонтом — Госдума рассмотрит во втором чтении уже 15 марта 2017 года.