Подписанный Владимиром Путиным закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО создавался в интересах страховых компаний, на интересы автолюбителей положительно он повлияет вряд ли. Такое мнение в комментарии ФБА «Экономика сегодня» озвучил вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.
«Законопроект изначально лоббировался страховыми компаниями, и они этого даже не скрывали. Это значит, что при ремонте авто после аварий нарушения будут если не в ста процентах случаях, то в 99 процентах точно. Автолюбитель не сможет проконтролировать, новую деталь ему установили взамен поврежденной, или уже бывшую в употреблении. Кроме того, возникает большой соблазн сэкономить на установке дешевой запчасти с «левого» китайского цеха вместо оригинальной. Массовость таких нарушений обеспечит не только Станциям техобслуживания, но и «курирующим» их страховым компаниям огромные прибыли – далеко не каждый автолюбитель после ремонта распознает обман и пойдет судиться», — отмечает эксперт.
Сегодня президент Владимир Путин подписал федеральный закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой, он вступит в силу через месяц и будет действовать только в отношении новых договоров ОСАГО. Автовладелец сможет выбрать СТО из предложенного страховой компанией перечня, либо не входящую в него станцию, но только если страховщик согласится с таким выбором. Станция должна находиться от места происшествия или места жительства потерпевшего в пределах 50 километров, за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного автомобиля до места ремонта.
Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту составит 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев. При этом на сам ремонт отводится 30 дней с момента поступления поврежденного транспортного средства на СТО. Для ремонта автомобиля должны использоваться новые детали, а, следовательно, при ремонте не будет учитываться износ автомобиля.
«Указанный срок ремонта в 30 дней только звучит красиво. Еще 20 дней страховщик получает «на раздумье», чтобы предложить клиенту список СТО. То есть потерпевший уже на 2 месяца остается без «колес». А если учесть срок рассмотрения документов в ГИБДД, то и вовсе процесс может растянуться на полгода. При этом, если сроки ремонта будут срываться, страховая компания переложит ответственность на СТО, хотя именно страховщик отвечает за восстановление автомобиля», — полагает специалист.
Страховщики вновь заявят об убытках
Новый закон определяет случаи, когда возмещение может выплачиваться потерпевшему в денежной форме. Например, такой порядок предусмотрен в случае полного уничтожения автомобиля или если стоимость его ремонта превышает предельную страховую выплату (400 тысяч рублей), а также в случае смерти потерпевшего, либо причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Денежное возмещение будут также вправе получить инвалиды первой и второй группы.
Закон предусматривает ответственность страховщика за некачественно сделанный ремонт. При прямом возмещении убытков потерпевший теперь может обращаться в страховую компанию не только когда столкнулись два авто, но и при групповом столкновении, когда в аварии участвовали несколько транспортных средств.
«Одна из немногих положительных сторон этого закона – исчезнет категория людей, специально устраивающих аварии ради денежных выплат по ОСАГО. Такие люди есть, они таким образом пытаются заработать, потому направляют авто во все новые ДТП без починки. Они автоматически теряют возможности для заработка.
Одним из плюсов инициативы изначально называлось, что деталь будет оцениваться без учета ее амортизации на момент аварии и приравниваться к новой. На практике, скорее всего, страховые компании сейчас начнут активно выводить деньги через подконтрольные СТО, устанавливая на поврежденные авто низкокачественные дешевые детали. И уже к Новому году руководство страховых компаний дружно заявит об убыточности нового закона, прося поднять тарифы на ОСАГО.
Согласно статистике, стоимость полиса ОСАГО уже приближается к цене КАСКО, потому до 10 процентов автомобилистов рискуют ездить без него. Если в год страховка обходится в 20 тысяч рублей, поневоле задумаешься об экономии. В идеале, чтобы добиться ситуации, когда у всех водителей страны будет ОСАГО, цены нужно снижать. Новый закон ничем не сможет изменить ситуацию – разве что поможет страховым компаниям повысить собственные доходы за счет рядовых граждан», — резюмирует Александр Холодов.