Решение Верховного суда касается случая, который произошел 8 января 2016 года в городе Югорске Ханты-Мансийского автономного округа. Инспектор ДПС остановил автомобиль для проверки документов во время рейда, попросив водителя Кеберле О. И. передать ему документы. Тот, в свою очередь, передал документы, зажатые фиксатором и закрепленные на цепочке, сложенные друг за другом, снять фиксатор водитель отказался. Инспектор оформил материалы по ч. 1 ст. 19.3 КоАП (невыполнение законных требований полицейского), направил их в суд, который выписал штраф на 1 тыс. руб. Водитель посчитал, что его оштрафовали незаконно и попытался оспорить это нарушение в судах нескольких инстанций, дойдя до Верховного суда.

Господин Кеберле ссылался на регламент МВД по надзору за дорожным движением (утвержден приказом МВД №185), в котором говорится: «Документы, передаваемые участниками движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек». В ПДД по поводу правил передачи документов ничего не сказано.

Верховный суд в этой ситуации встал на сторону ГИБДД. «Факт неповиновения требованию сотрудников полиции и воспрепятствования исполнению ими служебных обязанностей объективно подтвержден совокупностью собранных по делу доказательств и сомнений не вызывает,— сказано в постановлении ВС.— Следует учесть, что Кеберле О. И. при рассмотрении дела в судебном заседании не отрицал факт передачи документов с применением фиксатора и цепочки». В итоге законное требование сотрудников ГИБДД о передаче документов для проверки так и не было выполнено, а значит, господин Кеберле был обоснованно привлечен к ответственности, счел суд.

Отметим, что использование цепи вместе с документами (на сленге такой способ называется «железный аргумент») — это довольно распространенное явление, в сети на эту тему опубликовано довольно много видеороликов. «Водители таким способом защищаются, чтобы исключить злоупотребления,— пояснила “Ъ” юрист, эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева.— Инспекторы часто уходят с документами в патрульную машину, зачастую даже не объясняя сути нарушения и не дав возможности водителю заявить ходатайство, например, о вызове защитника. После чего водитель получает обратно свои документы уже вместе с постановлением». Потом в своих объяснениях для суда водители пишут, что передали документы в руки инспектору, и это полностью соответствует действительности. «Я не сторонник использования зажимов и цепей, тем более в целях манипуляции с инспектором,— добавляет госпожа Соловьева.— Но с юридической точки зрения подобные решения судов часто не очень мотивированы. Формально водитель передал документы. Но надо понимать, что часто зажимы используются вынужденно, а не для развлечения».

Тем временем в планах у ГИБДД принятие новой редакции регламента МВД по надзору за дорожным движением. В новом документе будет прописано, что документы сотруднику ГАИ нельзя передавать вместе с какими-либо «предметами» и «удерживающими устройствами», то есть использование цепей будет запрещено.

Напоминаем, что новый регламент должен был вступить в силу 1 апреля, но на днях в Госавтоинспекции заявили, что по итогам общественного обсуждения документ будет редактироваться и срок его утверждения и вступления в силу переносится.