Банк России займется пересчетом стоимости полисов ОСАГО. Самые существенные изменения коснутся держателей страховых полисов «мультидрайв» — полис подорожает в 1,5 раза, на 55-80% увеличится стоимость ОСАГО для водителей в возрасте от 22-29 лет со стажем вождения от трех до шести лет. В ЦБ поспешили успокоить обеспокоенных водителей и объяснили, что это своеобразное перераспределение нагрузки — средний тариф не изменится, как и объем страховых премий. Страховые компании заявляют, что стоимость полиса уменьшится для опытных водителей и, они наконец-то, перестанут платить за бесстрашных новичков, которые чаще всего и попадают в аварии.
Из текста проекта указания ЦБ о предельных размерах базовых тарифов ОСАГО и коэффициентах к ним стало ясно, что базовые тарифы сохранятся, однако три коэффициента будут пересчитаны. Первый — это коэффициент количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (с 1,8 до 2,7): стоимость страховки без ограничения числа водителей вырастет вдвое. Серьезно пересмотрен коэффициент стажа и возраста водителя. На данный момент существует четыре группы водителей (до 22 лет и более и со стажем вождения до трех лет и более). Регулятор предлагает разделить их на семь возрастных групп. Дороже всего ОСАГО обойдется водителям в возрасте от 22 до 29 лет со стажем управления от трех до шести лет — они будут вынуждены заплатить за полис на 55-80% больше. Опытные водители за безаварийную езду смогут получить заслуженный бонус – скидку до 34%. Коэффициент аварийности («бонус-малус«, КБМ) предложено определять на 1 января каждого года, а не на дату заключения договора как сегодня, для исключения возможности присвоения нескольких КБМ одному водителю, вписанному в несколько полисов.
По заявлению ЦБ проект «направлен на более справедливое распределение рисков между водителями». Повышение коэффициента «мультидрайв» поможет избежать ситуации, когда убыточные автовладельцы приобретают полисы без ограничения числа водителей, для того, чтобы их плохая страховая история не учитывалась. «Это простимулирует клиентов не скрывать свою историю, в дальнейшем это поспособствует накоплению более адекватной статистики в дальнейшем», — отмечают в ЦБ.
Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс считает, что такой вариант расчета стоимости полиса справедливее. «Раньше все были практически равны: опытные водители были вынуждены платить за новичков. В среднем стоимость страховки не изменится, благодаря распределению между теми, для кого полис будет дороже, и теми, для кого дешевле», — говорит он.
В РСА уверены, что нововведение поможет серьезно сэкономить на полисе опытным водителям. Если ранее скидки накапливались только за безаварийную езду (5% в год), то после перерасчета стоимость полиса ОСАГО станет существенно меньше и, плюс к этому, будет суммироваться с КБМ. Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев подсчитал, что водитель в возрасте 35 лет со стажем вождения более десяти лет сможет получить 12% скидку, а 40-летний водитель со стажем более 14 лет заплатит за полис меньше на 24%, пишет «Коммерсант».
Однако координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что «данные страховщиков по аварийности и убыточности отдельных групп водителей закрыты, нам сложно проверить адекватность любых расчетов».
Проект должен пройти оценку регулирующего воздействия, утверждение советом директоров ЦБ и Минюстом — пока в Банке России затрудняются назвать сроки его принятия.