Закон от 07.05.13 No92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в силу с 1 июня 2017 года. Отныне все иностранные граждане, работающие водителями, обязаны иметь российские водительские удостоверения. В случае их отсутствия, нарушителю грозит штраф в 50 тыс. рублей. Важно отметить, что таковым считается не водитель, а его непосредственный работодатель, в обязанности которого входит контроль над исполнением запрета.
В пояснительной записке к законопроекту его авторы просили обратить внимание на тот факт, что с каждым годом увеличивается количество аварий и несчастных случаев, совершаемых иностранными водителями из-за слабой водительской подготовки.
Однако, несмотря на это, долгие годы депутаты, осознавая последствия принятого ими документа, переносили срок вступления в силу поправок на год. В этот раз должно было произойти также — законопроект, согласно которому вступление документа в силу откладывалось до 1 июня 2018 года, был принят этой весной в первом чтении, однако окончательно принять его парламентарии не успели.
По словам парламентариев, каждый раз давая отсрочку иностранцам, они надеялись, что иностранные водители получат российские права по собственному желанию. Однако, по их же оценкам, на сегодняшний день на территории РФ работает примерно 10 тыс. иностранных водителей, не имеющих российских прав. Чаще всего водители-нелегалы встречаются в Московском регионе, а также Смоленской и Брянской областях.
Вторая причина, по которой депутаты из года в год откладывали вступление в силу запрета, — неготовность ГИБДД к одновременному наплыву огромного количества водителей и невозможности быстро их обслужить.
«Главным барьером для сдачи экзаменов, служащим причиной отказов в приеме заявлений на сдачу экзаменов, является отсутствие необходимой материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции — требуемого для сдачи экзамена водителя-международника подвижного состава и оборудованных площадок (автодромов)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту о переносе сроков, который так и не успели окончательно принять. Учиться заново иностранцам не придется — им всего лишь необходимо будет сдать один теоретический и два практических экзамена.
Эксперты предполагали, что из-за вступления запрета, утром 1 июня в мегаполисах наступит транспортный коллапс: сотни водителей не смогут выйти на работу. В 2013 году такое уже случилось из-за путаницы со сроками вступления поправок, тогда водители-иностранцы просто решили не выходить на работу. Удивительно, но сейчас сообщений из регионов о проблемах с отсутствием общественного транспорта не поступало. Стоит отметить, что автошколы пошли на встречу водителям и создали в регионах специализированные центры помощи по замене национальных водительских удостоверений на российские.
«В крупных региональных учебных центрах по обучению водителей транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельской, Ростовской областях, Республике Карелии их могут бесплатно проконсультировать по вопросам оформления документов для сдачи экзаменов в ГИБДД, сдачи экзаменов, а также дают возможность бесплатно решать экзаменационные билеты», — рассказали «Газете.Ru» в Гильдии автошкол России.
Председатель правления гильдии Сергей Лобарев недоумевает как руководители автохозяйств, могут проявлять беспечность в отношении выполнения требований закона по замене прав иностранцев, ведь это напрямую влияет на безопасность дорожного движения. «Четыре года откладывалось решение о замене иностранных водительских удостоверений на российские. Сегодня это создает много проблем для экзаменационных подразделений ГИБДД, а соответственно, и проблемы коммерческих грузопассажирских перевозок», — отметил он.