По мнению автодилеров расчеты страховых компаний на восстановительный ремонт автомобиля в рамках недавно введенного натурального возмещения, сильно занижены. Сервисы неохотно берутся за ремонт транспортных средств, прибывших к ним по направлению страховщика, последние же, заявляют о том, что работать с сервисами-гаражами не хотят.

Из-за того, что львиная доля автосервисов отказывается ремонтировать автомобили в рамках закона о натуральном возмещении по ОСАГО, положительный эффект от недавно введенной реформы, на который так рассчитывали страховщики сильно тормозится. Наибольшее количество проблем возникает с официальными дилерами, считающих, что стоимость ремонта сильно занижена страховыми компаниями.
Реформа по замене денежных выплат ремонтом была принята с целью сокращения убыточности ОСАГО за счет снижения судебных расходов страховщиков, на которых зарабатывают автоюристы.

Для того, чтобы направить автомобиль на ремонт, страховщик должен заключить с автосервисом соответствующий договор. Качество ремонта на станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА) должно соответствовать требованиям закона: станция должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или места жительства автовладельца, в ходе ремонта сервис обязан использовать исключительно новые запчасти, а автомобили, находящиеся на гарантийном обслуживании, должны ремонтироваться у официального дилера.

«Крупные и хорошо зарекомендовавшие себя СТОА в ремонте автомобилей по каско, до сих пор не готовы к началу сотрудничества в рамках закона об ОСАГО», — считает глава дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. Сотрудничать готовы в основном сервисы-гаражи, однако в этом не заинтересован сам страховщик, так как он несет ответственность за сроки и качество ремонта. Доля натуральных выплат по ОСАГО очень мала, сейчас нельзя говорить о том, что закон заработал», — сообщил он ТАСС.

Подобные проблемы испытывают и другие крупные страховщики. Чаще всего трудности возникают с официальными дилерами в Москве и Петербурге, отметил заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. «В крупных городах у дилеров и автосервисов, судя по всему, и без того хватает клиентов. В регионах СТОА охотно соглашаются», — говорит он.

Цены на натуральное возмещение невыгодны автосервисам: по закону страховщики оплачивают ремонт на основании ценовых справочников Российского союза автостраховщиков (РСА) по утвержденной Центробанком единой методике. «В справочнике средняя стоимость запчастей совсем не отражает реальной среднерыночной цены», — сообщила ТАСС директор департамента страхования и финансовых услуг автомобильной группы «Авилон» Оксана Семина.

В РСА заявили, что пересматривать справочники не станут, а посоветовали дилерам снизить расценки, об этом сообщил исполнительный директор союза Евгений Уфимцев. «Мы предполагали, что закон будет по началу медленно работать. Требования достаточно жесткие и к их выполнению далеко не все станции готовы», — считает он. Ответственность перед клиентом за качество и срок ремонта (за каждый день просрочки страховщик платит неустойку в 0,5% от суммы выплаты) страховщики в договоре перекладывают на сервисы, поясняет начальник управления по работе с вендорами «Согласия» Александр Прядихин.

«С дилерами очень трудно— мы бы хотели снизить стоимость нормочасов и запчастей, чтобы компенсировать сумму износа, но пока не получается. Если говорить о перспективах реформы, то мне кажется, что только к концу 2018 года мы сможем преодолеть планку 50% доли (выплат ремонтом), все привыкли к деньгам и не могут перестроиться на новый механизм работы», — рассказывает гендиректор СК «МАКС» Надежда Мартьянова.

Почти все опрошенные ТАСС страховщики начали заключать договоры с сервисами задолго до вступления в силу закона и предлагали клиентам ремонт на добровольной основе.

«Новый закон носит эволюционный характер, напомнил представитель ЦБ: в случае если страховщик не способен обеспечить клиента качественным ремонтом, то ему выплачивается денежная выплата (как и до закона). Заявления об отказе сервисов сотрудничать со страховщиками в ЦБ не поступали», — сообщили в пресс-службе Банка России. Ранее зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин отмечал, что для оценки эффекта от реформы ОСАГО закон должен проработать минимум год.