Чиновники министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашии представили совместно разработанный проект постановления, согласно которому размер заработной платы сотрудников, работающих в сфере дорожного хозяйства, а также в сфере повышения безопасности дорожного движения и эксплуатации систем фото- и видеофиксации нарушений ПДД, будет зависеть от количества разосланных водителям штрафов за нарушение ПДД: то есть чем больше штрафов выписано и разослано, тем выше зарплата сотрудника.

С интересом данное предложение изучили в региональной прокуратуре, и, увидев в нем недостатки, потребовали доработать документ. Так, к примеру, авторы инициативы в целях предоставления стимулирующих выплат предлагали отнести рост количества обработанных и разосланных собственникам транспортных средств постановлений по делам об административных правонарушениях по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Рост числа постановлений по делам об административных правонарушениях, а соответственно, рост числа обработанных и разосланных постановлений не является следствием приложения труда работников учреждения, поскольку не находится в прямой зависимости от их действий и обусловлен соблюдением требований законодательства об административных правонарушениях неопределенным кругом лиц», — отметили в прокуратуре.

По словам начальника Управления ГИБДД по Чувашии Владимира Романова зимой этого года, за 2016 год с помощью камер фотовидеофиксации было выписано штрафов на сумму свыше 300 млн рублей, из которых на момент февраля 2017 года автовладельцы оплатили 230 млн рублей с учетом возможности 50-процентной скидки.

«Сейчас на территории республики работает более 138 комплексов фотовидеофиксации, — рассказал Романов. — Создано специализированное ГКУ «Чувашупрдор», набран штат квалифицированных сотрудников. Недавно было закуплено 16 новых комплексов, которые постепенно устанавливаются. В 2017 году количество камер будет расти, бюджет пока согласовывается. Наш регион в Приволжском федеральном округе уступает лишь Татарстану по количеству уплаченных с 50-процентной скидкой штрафов ПДД».

При этом Романов рассказал, что в регионе зарегистрировано много случаев, когда штрафы приходят на автомобили, зарегистрированные на других владельцев, с чем ведется борьба.

По оценке эксперта в сфере фото- и видеофиксации нарушений ПДД, руководителя компании «Призма» Сергея Ласкина, подобная схема существует во многих регионах, только не в виде зарплат, а в форме премирования.

«Есть различные премии, которыми пытаются стимулировать сотрудников, в том числе ЦАФАП, чтобы те обрабатывали и выписывали как можно больше штрафов ПДД, — говорит Ласкин.— Ведь если ты бракуешь штраф или более внимательно пытаешься выявить в нем ошибки, то собираемость штрафов в регионе падает, неэффективных сотрудников наказывают. И да, к сожалению, есть механизмы, с помощью которых можно «подкручивать» скорость, улучшая показатели по штрафам, как это было, к примеру, в Краснодарском крае. В Москве водителям также постоянно приходят ошибочные штрафы. И подобные ситуации с привязкой зарплат к штрафам могут привести только к новым попыткам фальсификаций».

При этом Ласкин считает, что стимулировать нужно тех, кто работает быстро, но без ошибок и без последующих жалоб со стороны автомобилистов, которые получили, условно, штраф за тень на выделенной полосе или за превышение скорости автомобилем, который ехал в тот момент на эвакуаторе. А тех, кто постоянно ошибается, необходимо штрафовать, сообщает «Газета. RU».

Рост количества оплаченных штрафов со скидкой 50% Ласкин не считает заслугой каких-либо ведомств. «Собираемость действительно растет, — сказал эксперт. — Но это означает, что люди просто стали более продвинуты — пользуются приложениями, не ждут писем от «Почты России». И не стоит забывать, что в числе этих оплаченных со скидкой штрафов есть большое количество ошибочных — ведь многие не хотят терять время на разборки с чиновниками».

В свою очередь, по словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслава Лысакова, местные начальники в регионах часто ставят задачу собрать как можно больше штрафов ГИБДД для пополнения региональных бюджетов.
«Основная задача таких устройств — это профилактика нарушений ПДД, об этом они, видимо, забывают, — заявил Лысаков. — Условия и требования, которые попытались установить в Минтрансе Чувашии, противоречат этим требованиям. По их мнению, чем больше нарушителей, тем лучше, а ведь на самом деле должно быть все наоборот. А тут получается, что от сотрудников нужен вал штрафов. Они тогда и будут ставить как можно больше камер в тех местах, где этого даже и не нужно. Так было в Московской области — перед тем местом, где установили камеру, снизилось количество правонарушений. Так они сняли с дороги лежачего полицейского, чтобы исправить ситуацию».

Напомним, что в октябре – ноябре 2013 года жителям Краснодара стали приходить штрафы за превышение скорости, якобы зафиксированное автоматическими комплексами. Некоторым из «нарушителей» ежемесячно приходило до 80 штрафных квитанций на десятки тысяч рублей. Часть водителей умудрялась «нарушать ПДД», находясь одновременно в разных районах города. Ситуацией заинтересовалась Генпрокуратура. Проверка, проведенная надзорным ведомством, показала, что сотрудники местного ЦАФАП ГИБДД фальсифицировали изначальные данные видеорегистрации — реальную видеозапись уничтожали и на ее месте вручную «рисовали» новую. Гаишники не только незаконно штрафовали «нарушителей», но и пытались скрыть информацию о проделанных манипуляциях. По некоторым данным, только за два месяца с шести камер в Краснодаре водители получили 440 тыс. незаконных штрафов на общую сумму более 200 млн рублей.