С 1 июля по закону об ОСАГО в России разрешена продажа электронных полисов «автогражданки». В отличие от услуги онлайн-покупки и доставки традиционного полиса, электронное ОСАГО — это не официальный бумажный бланк, а запись в системе АИС РСА, не требующая от автовладельца ни явки в офис, ни предоставления оригинальных документов на автомобиль, ни собственноручной подписи, ни даже дополнительных бумаг для предъявления инспектору ГИБДД. По задумке, вся информация поступает в страховую компанию через электронные базы данных от МВД, заверяется «простой электронной подписью» (то есть через пароль к личному кабинету на сайте), а сотрудники полиции проверяют полис по номеру с помощью табельных компьютерных систем. Для подстраховки водителю предлагается лишь распечатать свой полис на принтере — по примеру электронного авиабилета.
Ясно, что в России такая система сразу гладко работать не может. Хотя бы потому, что ГИБДД получила доступ к системе данных Российского союза автостраховщиков только в середине июня нынешнего года. На этапе с 1 июля по 1 октября в электронном виде полис можно будет оформлять только для продления существующей страховки. Но даже при этом намерение вести онлайн-продажи в конце июня выражали только 25 компаний, а на деле готовы к этому лишь единицы. При этом номера «пустых» электронных полисов страховщики должны получать от РСА в рамках своей квоты на традиционные бланки ОСАГО, и, по словам главы РСА, доля электронных полисов в общем объеме заказанных бланков пока составляет около 10%.
Цель этого нововведения — облегчить покупку страховки, исключив визит в удаленный офис, уменьшив очереди и снизив риск отказа со стороны страховщиков под предлогом отсутствия бланков. Однако для этого РСА с подачи Центробанка уже в конце июля ужесточит и правила продажи «бумажной» автогражданки в офисах.
За основу новых правил взята программа «перевоспитания» компании ООО Росгосстрах, лицензия которой за многочисленные нарушения была приостановлена 27 мая, но возобновлена уже 8 июня. Сотрудников Росгосстраха обязали наглядно предупреждать клиентов о возможности приобретения полиса ОСАГО без дополнительных услуг, разрешить аудио- и видеозапись процесса покупки, корректно применять коэффициент «бонус-малус», а кроме того, без ограничений использовать пятидневный «период охлаждения» по добровольным видам страхования, во время которого клиенты могли бы вернуть «навязанный» полис на дополнительные услуги и полностью получить деньги назад.
Как следствие — все компании под брендом Росгосстраха с 15 июня работают по максимальным тарифам ОСАГО для частников: базовая ставка на легковой автомобиль составляет 4118 рублей во всех регионах, кроме Крыма.
Другое следствие случая с Росгосстрахом — то, что РСА распространяет ужесточенные правила продажи на всех участников рынка ОСАГО.
Кроме соблюдения «периода охлаждения» и разрешения видеосъемки страховщики должны будут раздавать клиентам брошюры с описанием прав страхователя на покупку ОСАГО без допуслуг и корректно предоставлять скидки на основе коэффициентов «бонус-малус» по общей системе АИС РСА. Правда, для того чтобы сохранить свою скидку, мы советуем регулярно проверять класс водителя и, в случае смены компании, брать у прежнего страховщика справку о своем действующем коэффициенте. А если в системе произошла ошибка — заранее обратиться с жалобой в РСА, где могут восстановить «потерянные» коэффициенты.
На данный момент проект новых правил уже утвержден правлением РСА и 2 июля их рассмотрит президиум союза страховщиков. В случае принятия, правила вступят в силу с момента рассылки страховщикам — обычно это происходит в течение нескольких дней.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.