Согласно статистическим данным, предоставленным наиболее популярными в Москве каршеринговыми компаниями, водители взятых в аренду автомобилей стали чаще попадать в серьезные ДТП, бездумно нарушать ПДД и садится за руль в нетрезвом состоянии. Причина проста — нарушители уверены, что до них попросту не дойдет штраф за взятый на время автомобиль.
Как рассказали в беседе с «Газетой.Ru» представители сервиса BelkaCar, по их подсчетам, в среднем на каждый автомобиль каршеринга приходит три штрафа за месяц, в 78% случаев штраф приходит за небольшое превышение скорости на 20–40 км/час.
«Серьезными нарушениями мы считаем аварии с нетрезвыми водителями или аварии, после которых пользователь покидает место ДТП, так как на эти случаи не распространяется страховка, — сообщил официальный представитель BelkaCar. — К примеру, недавно курсанты военного училища на автомобиле, взятом в аренду в нашей компании, попали в ДТП и скрылись с места происшествия. О случившемся мы узнали от очевидцев. В телефонном разговоре пользователь отказался признать факт ДТП, но имел неосторожность проговориться о месте своей учебы. Мы написали запрос на имя руководителя училища и уже на следующий день этот курсант вместе со своим руководителем приехали к нам в офис».
В компании уточнили, что в случае если за пользователем числится штраф, то он не сможет совершать поездки пока не оплатит его, злостные нарушители исключаются из доступа к сервису навсегда. В BelkaCar сообщили, что иногда практикуют списание задолженностей по штрафам ГИБДД с банковской карты пользователя.
«Если человек адекватен, то взысканием небольших сумм занимается наш колл-центр. А вот вопросами неуплаты по крупным штрафам или отказом платить в принципе, занимается служба безопасности компании».
Как пояснили представители сервиса, если человек попал в ДТП, то на него распространяется франшиза каско 30 тысяч рублей и 15% от суммы ущерба.
«Очень важны сами детали ДТП. Если водитель был в состоянии опьянения, то страховка действовать не будет, соответственно, водитель должен самостоятельно выплатить всю сумму ущерба. Если водитель покидает место аварии, что происходит время от времени, то страховка также не распространяется и пользователь обязан оплатить весь ущерб», — пояснили в компании.
В свою очередь в компании YouDrive рассказали, что самым популярным нарушением среди пользователей сервиса является превышение скорости, а самым серьезным — вождение в нетрезвом виде:
«85% всех штрафов — это штрафы за превышение скорости от 20 до 40 км, 6% — штрафы за неправильную парковку, 5% — штрафы за превышение скорости на 40–60 км/час, — сообщили в пресс-службе компании. — В среднем в месяц нам приходит два-три штрафа на каждую машину».
Между тем в компании «Делимобиль» уверяют, что количество ДТП, с участием их автомобилей, является незначительным. Общая задолженность по неоплаченным штрафам пользователями «Делимобиля» по итогам 2016 года составляет менее 1 млн рублей.
«Максимальный штраф, который выплачивал клиент нашей компании, составляет 150 тысяч рублей, — пояснили в пресс-службе. — Такой штраф был выставлен семи клиентам за 1,5 года работы сервиса, к слову, пятеро ущерб уже возместили. У нас более 200 тысяч клиентов, поэтому доля незаконопослушных водителей не так велика».
Главный редактор сайта «За рулем» Артур Саруханов считает, что с развитием каршеринга в стране на дорогах будет только расти количество неопытных водителей, создающих огромное количество опасных моментов на дороге.
«Водители на автомобилях служб каршеринга очень часто нарушают ПДД, я это сам вижу, — сказал Саруханов. – Делают это по неопытности, ведь в основном это продвинутые молодые люди, активные пользователи новых приложений. Они считают, что использовать каршеринг — это «прикольный тренд». У них нет собственных автомобилей, а, следовательно, нет необходимого для уверенной езды стажа. Вот они и ездят, как бог на душу положит».
Саруханов напомнил, что в Москве количество каршеринговых авто планируют увеличить до 2,5 тысяч единиц. «Значит, что и число ДТП будет неумолимо расти, — считает эксперт. — Первоочередно сами компании должны быть заинтересованы в снижении аварийности».
На конец 2016 года в Москве было доступно более 600 автомобилей с поминутной оплатой. В 2017 году, по словам главы столичного дептранса Максима Ликсутова, их количество планируется довести до 2,8 тысяч, а через пять-семь лет — до 10 тысяч единиц. На данный момент в России на рынке каршеринга работают шесть компаний. Арендовать автомобиль можно не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Сочи и Туапсе. Общее количество автомобилей по стране, зарегистрированных в системе, составляет около 2,5 тысяч единиц.