В ГУОБДД МВД России рассказали о подготовке проектов межправительственных соглашений между Россией, Белоруссией и Казахстаном об обмене информацией о нарушениях ПДД, выявленных системами автоматической фиксации нарушений.
Еще в 1997 году Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Таджикистан и Киргизия ратифицировали конвенцию о взаимном признании шести видов нарушений, фиксируемых инспекторами (вождение в пьяном виде, отказ от медосвидетельствования, невыполнение требования инспектора об остановке и т. д.).
Если, к примеру, нетрезвый водитель из Белоруссии управляет автомобилем на территории России, в его отношении составляется протокол и применяется действующее в РФ наказание (штраф и лишение прав по суду). При этом материалы направляются в Республику Беларусь, где автовладелец также будет считаться лишенным прав и не может заявить об утере удостоверения, чтобы ездить дальше. Аналогично происходит и с российскими гражданами, лишенными прав на территории указанных стран. Кроме того, если водитель игнорирует решение о наложении судом штрафа, к принудительному взысканию подключаются судебные приставы.
По данным Госавтоинспекции, в 2016 году иностранцы и лица без гражданства совершили 1,67 млн нарушений ПДД на российских дорогах (+4,5% к 2015 году). Это 6% от всех нарушений, совершенных водителями на территории России и зафиксированных инспекторами без участия автоматических камер. 10,6 тыс. иностранцев, в частности, управляли автомобилем в состоянии опьянения и 11,3 тыс. отказались от освидетельствования. По вине иностранцев произошло более 5 тыс. ДТП с пострадавшими (+5,7%).
Как пояснили «Ъ» в ГИБДД, в случае, когда нарушение фиксируется в автоматическом режиме, штраф водителю, зарегистрированному на территории стран Таможенного союза, не приходит. Система фотовидеофиксации в России, хотя и распознает номер автомобиля, не обладает данными о владельце, а значит, не может выслать «письмо счастья». Кроме того, нарушение скоростного режима не входит в перечень взаимопризнаваемых нарушений, закрепленных в конвенции 1997 года. Для решения этой проблемы, пояснили в ГИБДД, и нужен доступ к базе данных белорусских правоохранительных органов (ГАИ Республики Беларусь) и МВД Казахстана.
Из проекта соглашения следует, что при выявлении нарушения автомобилем с белорусскими и казахстанскими номерами ГИБДД будет оформлять штрафное «письмо счастья» и направлять его собственнику, а в случае неуплаты им штрафа в срок (70 дней) материалы будут направлены в уполномоченный орган для принудительного взыскания штрафа (судебные приставы). В приложении к соглашению установлен список правонарушений, фиксируемых камерами, которые будут признаваться странами: скорее всего, туда войдут нарушения скоростного режима, выезд на встречную полосу, выезд на выделенную полосу и другие составы. Информация о неуплате штрафа в срок будет передаваться судебным приставам РФ, Республики Беларусь и Казахстана. Такая же участь ждет российских водителей, выезжающих за рубеж.
«В России очень много машин с иностранными номерами, порой вообще не растаможенных, часто за рулем какие-то гастарбайтеры, при этом штрафов никто не платит»,— говорит адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. При этом он видит в инициативе и слабые места.
«Даже российским гражданам нередко приходят ошибочные штрафы или с большим опозданием,— говорит он.— Можно только предполагать, что будет с запросом в базу данных зарубежного государства, какие тут могут задержки и ошибки». Господин Радько также напоминает, что гражданин имеет право защищать права на родном языке. «Представим, что россиянин получает «письмо счастья» на белорусском языке или казахском? Постановления с камер выписываются в автоматическом режиме, сомневаюсь, что полиция будет переводить их для иностранцев. Как можно обжаловать, если не знаешь, в чем тебя обвиняют?» — говорит он.
Эксперт по безопасности дорожного движения юрист Катерина Соловьева отмечает, что пока неясно, в какой валюте оплачивать, к примеру, штраф на территории иностранного государства. Отметим, что за перевод денег также берется комиссия. «В порядке правовой помощи РФ и так вправе направлять правовой запрос в иное государство для осуществления процессуальных действий за нарушения, совершенные иностранным гражданином,— говорит она.— Конечно, по мелким штрафам с камер такая серьезная процедура редко проводится или не проводится вовсе». Госпожа Соловьева считает, что аналогичное соглашение вслед за ГИБДД должно быть заключено и судебными приставами.
Что касается стран, не входящих в Таможенный союз, то в случае нарушения ПДД иностранным гражданином ГИБДД сейчас может по номеру запросить данные о владельце у таможни, через которую въезжал автомобиль, и выслать постановление о наложении штрафа по адресу регистрации (так, в частности, делает столичное УГИБДД). При этом, говорят в Госавтоинспекции, действенного метода контроля за процессом уплаты штрафов европейцами нет, поскольку между РФ и ЕС нет соглашения об информационном обмене. Нарушившему ПДД в Европе российскому водителю могут выписать штраф, но далеко не факт, что он дойдет по почте. Существует также процедура придания гражданину статуса нежелательного для пребывания в России (из-за многочисленных нарушений ПДД), однако за прошедший год ГИБДД применяла ее всего 16 раз из-за сложности процедуры. Помимо этого, согласно 114-ФЗ, в случае двух и более административных правонарушений в течение трех лет иностранцу запрещается въезд на территорию РФ.
В Белоруссии размер штрафа устанавливается исходя из базовой величины (23 белорусских рубля). За нарушение скоростного режима на 10–20 км/ч налагается штраф до одной базовой величины, на 20–30 км/ч — от одной до трех базовых величин, или 23–69 белорусских рублей (0,7–2,1 тыс. руб.); на 30 км/ч и выше — от трех до десяти базовых величин, или 69–230 белорусских рублей (2,1–7,1 тыс. руб.).
При фиксации нарушения автоматическими камерами действуют более точные тарифы: за превышение на 10–20 км/ч штраф составляет 0,5 базовой величины, или 11,5 белорусского рубля (350 руб.); на 20–30 км/ч — две базовые величины, или 46 белорусских рублей (1,4 тыс. руб.); на 30–40 км/ч — четыре базовые величины, или 92 белорусских рубля (2,8 тыс. руб.); на 40 км/ч и выше — шесть базовых величин, или 138 белорусских рублей (4,2 тыс. руб.). По данным СЗАО «Безопасные дороги Беларуси», в республике установлено более 220 стационарных и мобильных датчиков контроля скорости. До 2036 года планируется установка около 1 тыс. камер.
В Казахстане размер штрафа устанавливается исходя из месячного расчетного показателя (МРП). Один МРП равен 2269 тенге. При превышении скорости на 10–20 км/ч выписывается штраф на 10 МРП, или 22 690 тенге (4,2 тыс. руб.); на 20–40 км/ч — 15 МРП, или 34 035 тенге (6,2 тыс. руб.). При превышении скорости свыше 40 км/ч штраф равен 30 МРП, или 68 070 тенге (12,5 тыс. руб.). В республике функционирует более 800 камер фиксации нарушений ПДД.