Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал парламенту отклонить проект поправок в КоАП РФ, разработанный сенатором города Тамбова Алексеем Кондратьевым. Согласно тексту законопроекта, предлагалось штрафовать автомобилистов на 2,5–5 тыс. руб., а также эвакуировать автомобиль, стоящий на парковке без номеров или с номерами, намеренно скрытыми от камер. Законопроект активно поддерживали в департаменте транспорта Москвы.

По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по госстроительству Вячеслава Лысакова, авторы законопроекта приводили в качестве аргумента тот факт, что машины с закрытыми номерами представляют опасность с точки зрения терроризма, мешая тем самым спецслужбам работать. В пояснительной записке к поправкам сказано, что «недобросовестные владельцы транспортных средств» специально снимают номера или закрывают их, чтобы избежать получения штрафа за неоплаченную парковку.

«Террористы свои машины не оставляют с номерами, кроме того, никаких правовых оснований для введения такого штрафа нет: в ПДД нет обязанности водителя обеспечить читаемость номера на стоящей автомашине,— пояснил в беседе с “Ъ” господин Лысаков.— Во дворах сотни машин стоят без номеров, но они, получается, террористической угрозы не несут, ведь их никто убирать не собирается? Чем в таком случае они отличаются от машин, стоящих на улице? Если в ПДД внесут соответствующие изменения, что маловероятно, тогда предусмотрим санкции. Но водитель не может часами дежурить у автомобиля. Поэтому законопроект мы рекомендовали отклонить».

Рассмотрение поправок в Госдуме вызвало бурное обсуждение в интернете. «Человек физически не может отвечать за сохранность автомобильного номера, будучи в физическом отдалении от припаркованного автомобиля,— пишет на своей странице в социальной сети координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Проехала снегоуборочная техника и заляпала номер, прошли какие-то злоумышленники и залепили номер газетой, все это вне воли водителя автомобиля. Соответственно, здесь нет состава правонарушения, даже если будет событие. Следовательно, наказывать за это нельзя».

Аналогичный аргумент звучит и в заключении правового управления Госдумы: не понятно, по каким критериям определять лицо, привлекаемое к ответственности «в случаях, когда отсутствует вина собственника автотранспортного средства».