Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил Минфину в ближайшее время проработать два вопроса в системе ОСАГО — законодательно оформить отмену обязанности водителя возить с собой распечатку ранее купленного е-ОСАГО, а также изучить возможность полного перевода договоров ОСАГО из бумажного в электронный вид. На исполнение первого поручения отведен месяц, для второго сроки не указаны. В Правительстве полагают, что данные нововведения существенно облегчат жизнь водителям и уменьшить количество документов, которые необходимо возить с собой. «Мы максимально переходим на электронные услуги для граждан, поэтому, странно продолжать требовать от автомобилистов бумажного подтверждения одной из них»,— объяснил представитель господина Шувалова.
У страховщиков свое мнение на этот счет: в целях борьбы с мошенничеством в сфере ОСАГО, 1 октября были закуплены новые бумажные полисы с усиленной защитой, их цвет поменялся с зеленого на розовый. Мошенники до сих пор не сумели их достоверно подделать. К слову, рынок подделок составлял, по разным оценкам, от 1 млн до 3 млн из 40 млн полисов. С 1 января 2017 года все без исключения страховщики обязаны продавать и электронные полисы ОСАГО. По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, на электронные полисы приходится 10% всех продаж, с 1 января по 31 марта заключено 760 тыс. договоров е-ОСАГО.
Страховщики сетуют на то, что электронные продажи наиболее популярны в убыточных для ОСАГО регионах: Краснодарском крае, Волгоградской, Ростовской областях. К слову, популярность е-ОСАГО в таких регионах вызвана именно дефицитом бумажных полисов.
«Отказ от бумажной версии ОСАГО потребует изменения Гражданского кодекса,— говорит замглавы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.— По ГК отношения страховщика и клиента должны быть оформлены письменно». Игорь Юргенс, в свою очередь, уверен, что для большинства автомобилистов бумажный полис психологически предпочтительнее. «В Армении все полисы электронные, для относительно небольшой территории это, безусловно, благо. Для более обширной — это тема детальной проработки, в том числе и увязанная с возможностью проверки наличия полиса через камеры фиксации нарушений»,— считает глава РСА. Помимо всего прочего, около 300 тыс. агентов, работающих на рынке ОСАГО, могут остаться без работы, а страховщики — лишиться кросс-продаж.
В компаниях более категоричны в оценке идеи правительства. «Отказ от бумажных полисов ОСАГО повысит риск мошенничества,— опасается замглавы «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.— В е-ОСАГО оно уже приобретает угрожающие масштабы. Конечные потери автовладельцев от этого станут известны в момент урегулирования убытков — когда страховщик откажется платить по мошенническому полису». «Ставить эксперименты на тяжелобольном сегменте ОСАГО — это риск добить его окончательно»,— категоричен господин Иванов. Глава «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров говорит, что идея правительства в принципе «позитивная», вопрос только в верификации — и тех, кто продает полисы, и тех, кто их покупает. «Мошенничество — ключевая тема в отказе от бумаги в ОСАГО,— говорит он, добавляя: — Кроме того, следует настроить систему контроля таким образом, чтобы у автомобилиста не возникло трудностей при проверке электронного полиса».
Отмена бумажной версии ОСАГО означает, что инспекторы ДПС будут проверять страховки по базе данных. В Москве и Московской области почти все инспекторы уже используют специальные планшеты, но в регионах оснащение ДПС гораздо хуже. «А водителя это совершенно не должно волновать,— говорит президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.— Если инспектор не может проверить — пусть отпускает». По его словам, в РФ постепенно сокращается список документов, необходимых водителям: «в 2012 году убрали доверенность, теперь очередь пришла и за ОСАГО».
Как рассказывает аналитик агентства Content Review Сергей Половников, несколько лет назад государство обязало сотовых операторов «большой тройки» обеспечить связью федеральные дороги, и это было сделано. Но на региональных дорогах ситуация гораздо хуже — есть зоны, где связи нет вообще, особенно за Уралом. «Можно было бы обеспечить патрули офлайн-версией базы данных, которая бы актуализировалась бы при доступе в интернет. Но водители все равно будут возить с собой бумажную распечатку полиса «на всякий случай» — как пассажиры возят распечатки электронных билетов на самолет»,— говорит он.