Очередное предложение о переводе паспорта транспортного средства (ПТС) из бумажного в электронный формат поступило на этот раз от Минпромторга, который совместно с МВД и Федеральной таможенной службой подготовили проект соответствующего постановления.
Согласно тексту документа, оформление нового ПТС возьмут на себя автопроизводители. Каждому транспортному средству (ТС) еще до продажи будет присвоен ПТС с уникальным номером. Для регистрации автомобиля в ГИБДД владельцу будет достаточно назвать номер ПТС или идентификационный номер (VIN), а также предоставить договор купли—продажи. Кроме того, все автомобилисты по желанию смогут заменить имеющийся у них на руках бумажный ПТС на электронный.
Предполагается, что электронный паспорт объединит всю информацию о ТС с момента его изготовления или ввоза на территорию РФ. В системе также может храниться информация о бывших собственниках, однако стоит отметить, что в соответствии с законом, потребуется их согласие.
В Минпромторге считают, что данное нововведение предотвратит вероятность искажения информации, а также поспособствует защите прав потребителей.
Если автовладелец пожелает заменить имеющийся ПТС на документ нового образца, то это обойдется ему дешевле, чем сегодня: стоимость оформления паспорта будет составлять 250 рублей для автопроизводителей и 600 рублей — для физических лиц. На сегодняшний день оформление ПТС на бумажном носителе стоит 800 рублей.
Напомним, изначально о необходимости внедрения электронных ПТС заговорили в Евразийской экономической комиссии. Согласно ее решению от 22 сентября 2015 года, приводить ПТС к электронному виду должны во всех странах Евразийского экономического союза, в том числе и в России. Нововведение должно упростить доступ к таким данным как перемещение, налогообложение и таможенное оформление автомобилей. Планируется, что на территории РФ новые правила вступят в силу уже с 1 июля 2017 года, пишет «Газета.RU«.
Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов одобряет данную идею, но опасается, что данные могут быть недостаточно защищены. «Насколько надежно будет защищена информация в базе? Нет гарантии, что кто—то не влезет в нее и не внесет изменения. Представьте, что вы спокойно ездите за рулем своего автомобиля, а какой—то злоумышленник проникает в систему и вносит информацию о том, что она, к примеру продана, что делать?» — сетует Шкуматов.
По его мнению, переходить на электронный аналог ПТС нужно постепенно и аккуратно. Обезопасить автомобилистов может введение наряду с электронной версией подтверждающего бумажного документа.
Вторая проблема, по мнению Петра Шкуматова, может возникнуть из—за сбоев в работе системы:
«Было огромное количество отрицательных примеров с электронными свидетельствами на объекты недвижимости. Реестр время от времени подвисал на довольно длительное время, в результате чего сделки с недвижимостью приостанавливались. Продажи новых автомобилей могут также откладываться на неопределенный срок».
Эксперт считает, что внедрение электронных ПТС до 1 июля этого года вполне реально, однако возникает вопрос в качестве продукта, который получится на выходе.
У вице—президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимира Моженкова на этот счет иное мнение: любая электронная система может зависнуть, но это не должно стать основанием для отказа от внедрения нового вида ПТС. «Если мы все время будем бояться, что однажды все зависнет, то мы никогда не сдвинемся с мертвой точки. Если система будет работать плохо или неэффективно, то ее подкорректируют. Сбои случаются везде, в этом нет ничего страшного, — считает Моженков. — Мы давно ждем внедрения электронного ПТС, потому что это облегчит жизнь абсолютно всем».