На днях заместитель главы Минпромторга Александр Морозов заявил, что оформление электронных ПТС начнется уже с 1 июля, ранее мы писали об этом. «Тем, у кого на руках бумажный ПТС и не возникнет желания поменять его на электронный, будет дана возможность до конца срока эксплуатации автомобиля пользоваться бумажным ПТС», — уточнил он. В Минпромторге считают, что у ЭПТС масса преимуществ, к примеру, возможность хранения истории транспортного средства с момента выпуска или ввоза в страну до момента его утилизации.
Однако, по словам источника “Ъ” в отрасли, большинство автопроизводителей выступает за то, чтобы отложить столь скорое введение ЭПТС как минимум до 2018 года. Связано это с тем, что концерны предпочитают «плавный переход и стабильно функционирующую систему». По его словам, до 1 июля не удастся решить огромное количество вопросов: до сих пор нет постановления правительства, а также почти нет времени на «раскачку и исправление багов». Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева также считает, что на данный момент есть некая неопределенность с нормативными документами: до июля должны выйти постановление правительства, приказы Минпромторга и МВД. Даже если в компании готовы к оформлению ЭПТС с 1 июля, то система перехода нуждается «в тонкой настройке».
Особенно остро, по словам вице-президента группы ГАЗ, стоит вопрос оформления ЭПТС с доработчиками коммерческого транспорта в малом и среднем бизнесе, «многие из которых не обладают собственной информационной системой».
На данный момент система, по словам источника “Ъ”, не подразумевает пакетной загрузки данных, то есть ЭПТС нужно заносить в систему по одному. Концернам сегодня дан доступ в тестовую версию с ограниченным функционалом, нет интеграции с базами данных стран ЕАЭС. До сих пор остается не ясным вопрос о передаче автомобилей потребителю, предполагается возможность оформить на себя ЭПТС у дилера с помощью ЭЦП. Нет понимания, кто будет оформлять ЭПТС для импорта, не отлажено взаимодействие с ФТС, что грозит «коллапсом» с июля, уверяет он.
В компаниях рассуждают и о необходимости апробации взаимодействия с системами, связанными с переходом права собственности, с ОСАГО, уплатой утильсбора, и о подготовке дилеров. Как рассказал глава ГК «Фаворит моторс» Владимир Попов, работа с дилерами не ведется: «Поспешное внедрение ЭПТС без обучения персонала негативно скажется на авторынке».
В Минпромторге это не комментируют. Глава АО «Электронный паспорт» Илья Минкин пояснил, что в ЕАЭС сведения о собственнике в ЭПТС не предусмотрены, но есть право на национальном уровне добавить их (в РФ хотят сделать это, но нужно постановление правительства). Он подчеркивает, что передача прав собственности реализуется не через ЭПТС, а через документ купли-продажи. Планируется, что сведения о собственнике будут вноситься с помощью ЭЦП для юрлиц, для физлиц можно использовать МФЦ или портал госуслуг. Работа с дилерами, по словам Ильи Минкина, упирается в первую очередь в наличие в ЭПТС сведений о собственнике. Как только будет принято постановление о ЭПТС, продолжает он, будет приказ Минпромторга об уполномочивании организаций на оформление ЭПТС на импорт (предполагается, что это будут официальные представители изготовителя).
Пакетная передача данных требует доработки информсистем автоконцернов, говорит господин Минкин, это потребует нескольких месяцев, компании могут не успеть. Переходный период идет уже год, продление приведет к очередному бездействию, полагает он: «Если участники рынка уже оформляют ЭПТС, то госорганы должны их принимать».