В Минфине уверены, что готовящиеся изменения в сфере автострахования позволят существенно либерализовать этот рынок. О плюсах и минусах новых поправок к закону об ОСАГО, ФБА «Экономика сегодня» рассказали эксперты.
Изменения в сфере автострахования
В России может появиться возможность приобретать полис ОСАГО сразу на три года, а также единый полис каско–ОСАГО, рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев.
Вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов считает, что переход к интервальному ОСАГО в идеальной ситуации, когда все работает как часы, мог бы стать благом, а люди на выходе получали бы починенную машину.
Что касается приобретения полиса ОСАГО сразу на три года, то я не понимаю, что принципиально изменит такой подход. Водитель должен каждый год страховать свое авто, это же обязательная страховка. А что касается совмещения каско и ОСАГО, то это как смешивать соль с сахаром.
Задача ОСАГО предполагает страхование ответственности перед третьими лицами, а каско – это имущественное страхование уже для себя. Появление одной бумажки вместо двух сложно рассматривать как серьезную реформу, по факту каско и ОСАГО остаются двумя разными продуктами, которые не стоит смешивать», — уверен автоэксперт.
Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто в свою очередь отмечает, что пока сложно говорить о возможной востребованности у автолюбителей полиса ОСАГО на три года.
«На три года человек вряд ли станет покупать страховку, поэтому насколько выгодно это будет, сказать сложно. Да и в мировой практике, страховку берут как правило на год, хотя обсудить эту тему, безусловно, можно. Что касается полиса ОСАГО-каско, то это тоже мировая практика. Мы в этом направлении движемся. У нас уже есть ОСАГО с расширением, есть упрощенный вариант каско и свести их во что-то единое можно», — считает наш собеседник.
Применение европротокола
Еще одно изменение может коснуться действия европротокола. В Минфине считают целесообразным расширение применения европротокола. Причем, начиная с 2020 года, лимит выплат по нему может быть полностью отменен.
По мнению Холодова, европротокол с одной стороны может увеличить число мошенников на дорогах, но с дугой стороны и честные водители могут оказаться под подозрением в мошенничестве у страховых компаний. Или страховщики здесь попытаются изыскать способы сэкономить неправовыми способами.
Моржаретто со своей стороны положительно относится к европротоколу, но ждет появления дополнительной программы от Минкомсвязи, которое ведомство анонсировало еще несколько лет назад.
«Если три года назад европротоколом пользовались 8% водителей, то сейчас уже почти 30%. А после того, как появится программа, которую можно будет скачать на смартфон с привязкой к координатам и времени, дело пойдет еще лучше, потому что технические средства фиксации должны быть более надежными. Но в целом страховые компании пока боятся европротокола из-за случаев мошенничества», — резюмирует автоэксперт.