Данное предложение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) направила Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ). В своем письме МААШ обращается с просьбой установить госрегулирование тарифов «на реализацию образовательной деятельности по профессиональному обучению водителей транспортных средств».
Соответствующую норму ассоциация предлагает включить в проект закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», разработкой которого сейчас занимается ФАС: документ определит, в каких отраслях будет введено государственное ценовое регулирование. Письмо с аналогичной просьбой в ФАС планирует направить ДОСААФ, также занимающийся подготовкой будущих водителей.
Согласно расчетам, предоставленным МААШ следует, что минимальная стоимость услуги по подготовке кандидата в водители на категорию B в Москве и области, сегодня составляет 33,2 тыс. руб. При проведении расчетов учитывалось несколько показателей: автошкола обучает около 300 человек в год, арендует помещение площадью 80 кв. м, при этом каждый ученик получает 134 часа обучения теории и 56 часов практики вождения. Почти 70% от всех расходов составляет зарплата сотрудников автошколы. В МААШ считают, что стоимость обучения одного человека в Москве, включая 20% рентабельности, 5% «расходов на развитие» и 10% на «непредвиденные расходы», должна составлять 46 тыс. руб. Безусловно, в каждом регионе цена будет отличаться.
Установление минимальной цены обучения, по словам президента МААШ Татьяны Шутылевой, является необходимой мерой для завершения реформы образования водителей. Напомним, что в августе 2014 года вступили в силу новые требования к автошколам, площадкам и учебным классам, за соблюдением которых внимательно следят в ГИБДД, а также выдают автошколам необходимое для работы заключение. Однако далеко не все автошколы выполняют данные требования, ловко используя пробелы в законах. К примеру, организация заключает договор аренды земли площадки или класса сроком на один год, вносит месячный платеж, а потом, получив заключение, договор разрывает. Инспекторы в этом случае уже не имеют права отозвать лицензию. Помимо этого, автошколе для работы необходима бессрочная лицензия, выданная Рособрнадзором. Экономия в недобросовестных автошколах достигается путем урезания количества часов, отведенных на подготовку водителей: 10–30 часов при официальном минимуме 56 часов. Таким образом, цена обучения падает до 15–20 тыс. руб. в Москве, что, в свою очередь, по мнению госпожи Шутылевой «демпингует рынок».
Стоит отметить, что в 2012 году союз автошкол Тюменской области добился установления единой минимальной цены обучения— 25 тыс. руб., однако региональное управление ФАС России заподозрило союз в «заговоре против потребителей», оштрафовав при этом часть организаций, входящих в данный союз, пишет «Ъ».
«Сегодня в столице стоимость обучения колеблется от 20 тыс. до 46 тыс. руб. для категории B, — рассказывает глава московского центра подготовки водителей при государственном колледже No21 Борис Багдасарян.— Граждане, не разбирающиеся в тонкостях процедуры, пытаются сэкономить и, выбирают, самый экономичный вариант, и, естественно получают некачественную услугу».
Глава Челябинской областной ассоциации автошкол Андрей Николаев полагает, что МААШ добиться желаемого будет очень сложно. Господин Николаев рассказывает, что многие автошколы, в попытке сэкономить, преподают теорию методом «дистанционного обучения». «Ученику автошколы всего за 2–3 тыс. руб. дают доступ к сайту, где он изучает теорию. Никакого контроля над учениками нет, а значит это не полноценное обучение. При этом у кандидатов в водители огромные пробелы в знаниях в области законодательства и оказания первой медпомощи. Они просто заучивают все билеты и кое-как сдают экзамен в ГИБДД». Такая схема, по словам Андрея Николаева, позволяет снижать цену обучения до 30%. Ведь запрета на дистанционное обучение нет. Автошколы неоднократно обращались за разъяснением в Рособрнадзор, но там лишь официально подтвердили возможность работы по упрощенной схеме.
«Изначально необходимо закрепить нормативно обучение только в классах, — говорит господин Николаев.— А уже после можно говорить об установлении минимальной стоимости». Соучредитель одной московской автошколы Константин Лейбовский считает: в столице можно, согласно всем правилам, организовать курсы и за 30 тыс. руб. «Установление потолка стоимости приведет к оттоку учеников из автошкол из крупных городов в регионы, где эта услуга буде стоить дешевле», — полагает он.