С 28 апреля вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, согласно которым приоритетным видом возмещения ущерба автовладельцам, попавшим в ДТП, стал ремонт, а не денежная выплата, как было ранее. Однако из-за жестких условий, в которые были поставлены страховщики, автомобилисты все еще могут рассчитывать на денежную компенсацию.
Закон будет распространяться на новые договоры ОСАГО, заключенные с 28 апреля. По договорам, заключенным до этой даты, ремонт будет возможен, но только при взаимном согласии страховщика и страхователя. По новым правилам при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение компания предоставит клиенту список автосервисов, с которыми у нее заключены договоры. Но на этот раз власти оказались на стороне автовладельцев: после долгих и ожесточенных споров в Госдуме в законе был прописан ряд жестких требований к СТО.
Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс помог разобраться в некоторых нюансах реформы и рассказал об опасениях, связанных с ней.
Он напомнил, что расстояние до автосервиса либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца должно составлять менее 50 км. Отремонтировать автомобиль должны максимум за 30 дней, а за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше двух лет, у которых еще действует гарантия, будут ремонтироваться на СТО, имеющих право проводить работы, с ее сохранением.
«Если страховая компания в состоянии обеспечить такую работу, то ремонт обязателен. Если нет, то клиент получает деньги. Здесь все зависит от страховщика, но стоит отметить, что клиенту лучше хорошо подумать, прежде чем отказываться от ремонта. Автосервис может быть на расстоянии не 50, а, к примеру, в 60 км от него. Это, согласитесь, не столько великая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, а значит, сумма будет существенно ниже, чем при натуральном возмещении. По оценкам РСА, при денежной компенсации доплата за износ может составлять до 38%», — заявил президент РСА.
Стоит отметить, что законом установлен ряд случаев, когда приоритет восстановительного ремонта не действует: если потерпевшему был причинен тяжкий (либо средней тяжести) вред здоровью; в случае смерти потерпевшего; полной гибели транспортного средства; превышении стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО, который сейчас составляет 400 тыс. руб. Кроме того, денежная компенсация может быть выплачено отдельным категориям инвалидов. «Но по договоренности со страховщиком потерпевший может претендовать и в этих случаях на ремонт автомобиля», — отметил Игорь Юргенс.
Самая большая проблема, по мнению президента РСА, связана с количеством дней, отведенных на ремонт автомобиля. «Самое трудновыполнимое — это использование только новых деталей при ремонте. Это серьезно сужает круг потенциальных получателей этой услуги. Поставки деталей в отдаленные регионы занимают время, поэтому в установленный законом срок уложиться невозможно. Праворукие автомобили практически выпадают из схемы натурального возмещения», — заявил Юргенс.
Если автовладелец останется не доволен оказанной ему услугой по восстановительному ремонту, то он может обратиться в свою страховую компанию с заявлением. «Автосервисы заинтересованы в работе по новой схеме. Страховщики, таким образом, обеспечат им поток клиентов, соответственно в их интересах ремонтировать автомобили качественно и в установленный срок. Если СТО отрицательно себя зарекомендует, то страховщик немедленно расторгнет с ней договор», — заявил Юргенс.
Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев отметил, что только 30% водителей, у которых полис ОСАГО был заключен до 28 апреля, смогут воспользоваться натуральным возмещением убытков. По его мнению, большинство СТО не готовы ремонтировать и нести ответственность за автомобиль старше десяти лет, а также давать годовую гарантию.
«Сейчас мы видим в законе больше рисков, чем преимуществ, — заявил «Газете.Ru» вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. — Самое большое наше опасение связано с тем, что сделать ремонтную базу, которая бы покрывала всю страну, за короткое время невозможно. Закон заработает, но не везде и сразу», — отметил он. Вице-президент «Ингосстраха» рассчитывает на то, что новые поправки исправят нынешнее положение дел, при котором для многих страховщиков работа в сегменте ОСАГО убыточна. «Надеемся ситуация с доходностью улучшится, но из-за того, что было внесено много изменений в итоговый вариант законопроекта, говорить об этом с уверенностью пока рано», — подытожил он.