Прошло уже более двух недель после введения запрета на работу иностранных водителей такси без российского водительского удостоверения. В связи с этим 1 июня на работу в Москве и Санкт-Петербурге не смогли выйти около 20% сотрудников, приехавших на заработок из бывших союзных республик. Больше всего запрет ударил по таксистам Подмосковья — таксопарки недосчитались около 40% водителей.

Первые итоги по результатам вступившего в силу запрета подвел председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Господин Щербинин заявил, что люди, пользующиеся услугами такси, не заметят разницы в тарифах или времени подачи автомобилей. Таксисты, в свою очередь, до последнего надеялись, что дату вступления в силу запрета отложат, и, теперь пытаются обойти закон.

«Большая часть таксомоторных предприятий надеялись на отсрочку, — заявил он. — Мы с представителями Гильдии автошкол еще полгода назад встречались с руководством различных таксопарков для того, чтобы объяснить, что даже если и будет какая-то отсрочка, то на обучение отправлять людей нужно уже сейчас. Отсрочки, как мы знаем, не произошло, и для представителей таксомоторного бизнеса это стало настоящим шоком, — рассказывает эксперт. — В первые дни после введения запрета таксопарки крупнейших городов, таких как Москва и Санкт-Петербург и даже Архангельск осознали, что на работу могут выйти единицы водителей. Устранить нелегалов можно только таким образом. Поверьте, на свободные рабочие места найдутся желающие».

У водителей есть два пути: учиться и получать российское водительское удостоверение или возвращаться домой. Водители, дошедшие до автошколы, рассказывает Щербинин, показывают очень низкие знания в теоретической части, но водят лучше. «К нам в профсоюз и в автошколы постоянно поступают предложения «договориться», то есть теперь ищут коррупционные лазейки, чтобы получить права как можно быстрее. Смею огорчить: у них ничего не получится», — заявил эксперт.

В различных регионах России автошколы создали центры помощи водителям-иностранцам, где они могут бесплатно проконсультироваться по вопросу оформления документов для сдачи экзаменов в ГИБДД, по условиям сдачи экзаменов, бесплатно проверить знания по экзаменационным билетам ГИБДД.

По оценке Сергея Лобарева — председателя правления Гильдии автошкол, примерно 80% из тех, кто пришел пересдавать экзамены, провалили теоретическую часть. «Водят они лучше, видимо, уже натренировались, — сказал он «Газете.Ru». — Не понимаю, как их руководители допустили это и не выучили водителей должным образом. Принятие решения о запрете постоянно переносилось в течение четырех лет, а сейчас из-за того, что нелегалы массово пошли переучиваться в экзаменационных подразделениях ГИБДД огромные очереди. Я считаю, что профессия таксиста должна быть полностью узаконена».

Представители таксомоторных парков, напротив, считают, что на получение водительских прав российского образца нужно было выделить больше времени. По их мнению, в скором времени произойдет серьезный отток таксистов обратно в нелегальную сферу. Директор автопарка «Парк 2412» в Санкт-Петербурге Сергей Бахорев уверен, что сложившаяся ситуация коснется и жителей Белоруссии. «У меня было очень много таксистов из Белоруссии, они очень усердно работают, — говорит он. — Мне пришлось почти всех уволить, а найти на их место водителя с российскими правами не так и просто. Сегодня между агрегаторами ведется демпинговая война, работать надо много, а зарплата небольшая — желающих работать в такси не много. Водители, которые раньше работали официально, снова станут бомбилами. Спрашивать за этих водителей будут продолжать с таксопарков, которые куда проще найти и оштрафовать, в отличие от частников. На клиентах это никоим образом не должно отразиться».

В «Яндекс.Такси» не смогли прокомментировать данную ситуацию, сославшись на то, что компания не работают с водителями напрямую, а сотрудничает с таксопарками. «Тарифы не изменялись, на стоимость поездки и на время ожидания влияет много факторов — не только количество водителей на линии, но и количество заказов», — сообщили в компании.