15 июня комитет Госдумы по госстроительству рассмотрел законопроекты, вносящие изменения в несколько законов сразу.
Так, в КоАП РФ изменится ст. 12.17, согласно которой сегодня за непредоставление преимущества спецтранспорту с включенным спецсигналом и цветографическими схемами на борту предусмотрено наказание в виде штрафа 500 рублей или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев. Авторы поправок депутаты Ирина Яровая и Дмитрий Морозов предложили следующее: если водитель перекрыл проезд автомобилю скорой помощи, и, в результате медицинская помощь была оказана «с нарушением сроков», то автомобилист должен быть оштрафован на 30 тыс. руб. и лишен прав на срок до двух лет.
Помимо этого, в КоАП РФ предлагается ввести новую статью — «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи», влекущую за собой наложение штрафа в размере 4–5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток, что именно подразумевается под «воспрепятствованием» в пояснительной записке депутатов к законопроекту не сказано. Если больной скончался по пути в больницу, то виновник может быть лишен свободы на срок до четырех лет.
Законопроекты были внесены на рассмотрение в Госдуму в апреле текущего года после инцидента в Петропавловске-Камчатском: медики не смогли вовремя приехать на вызов из-за преградившего ей путь автомобиля, в результате молодой человек умер по дороге в больницу. В Мосгордуме, в свою очередь, заявляли о необходимости за непропуск автомобиля со спецсигналами ввести штраф 40 тыс. руб., а в Минздраве выступили за введение штрафа 30 тыс. руб. с лишением прав, пишет «Коммерсант».
Бывший член Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов считает, что необходимо предусмотреть прогрессивную систему штрафа за отказ непропуск скорой. «Нужно создать некую систему: первый штраф — 5 тыс. руб., второй раз — 30 тыс. руб., а уже на третий лишение прав, — считает он.— Необходимо установить во всех каретах скорой помощи видеорегистраторы, чтобы потом можно было удостовериться в том, что водитель намеренно не пропускал медиков».
Председатель независимого профсоюза медработников «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков положительно относится к данной инициативе, но считает, что важно четко прописать порядок предъявления обвинений водителю, не пропустившему машину.
«Сегодняшняя норма не работает из-за того, что лишить права управления автомобилем суд может только в случае, если правонарушение зафиксировано инспектором и был составлен протокол, — поясняет первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— На практике сделать это сложно. Применение фото- и видеофиксации не поможет в борьбе с нарушителями, так как необходимо фотографировать лицо водителя. Собственник транспортного средства не может быть привлечен за то, чего он не совершал». По словам господина Лысакова, если говорить об уголовном преступлении, когда пациент умер в дороге, то необходимо будет проводить подробное расследование и выяснять причинную связь между задержкой в проезде скорой и наступившей смертью.