Госдума обратилась к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой о скорейшем разрешении проблемы с водителями из Белоруссии, возникнувшей из-за введения 1 июня запрета на управление грузовиками, автобусами и такси на территории РФ без российских прав.
Согласно данному закону, компании не в праве принимать на работу иностранцев, не имеющих российских прав. Теперь все водители, желающие продолжать трудиться в России, обязаны сдать экзамены в ГИБДД и получить новое водительское удостоверение. Однако равное право на трудоустройство россиян и белорусов было закреплено в договоре между Россией и Белоруссией от 1998 года. Депутаты сочли, что данное право является приоритетным над новым российским законом. В Правительстве, в свою очередь сообщили, что изучат данную проблему, возникнувшую по вине Госдумы.
Напомним, что при пренебрежении нововведением, в отношении должностного лица будет выписан штраф в 50 тыс. руб. за каждого незаконно допущенного к работе иностранца. Согласно оценке комитета Госдумы по транспорту, на территории РФ работало около 70 тыс. водителей без российских прав, пишет «Коммерсант».
Из-за данного запрета в парламент обратился госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, напомнивший, что ограничения на работу для граждан Белоруссии незаконны. В своем обращении к премьеру депутаты указывают на тот факт, что международные договоры имеют приоритет над законами России: «Считаем недопустимым и невозможным искаженное толкование норм законодательства и нарушение прав граждан Республики Беларусь». Данное обращение поддержали все без исключения фракции.
Полпред правительства в Госдуме Александр Синенко обещал внимательно изучить обращение. «Это серьезная проблема соотношения норм международного договора и национального законодательства, — отметил он.— Мы обсудим этот вопрос на ближайшем заседании союзного правительства».
Эксперты также выступили в поддержку инициативы депутатов. Исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталья Лозинская согласилась с тем фактом, что в Москве и Санкт-Петербурге работает большое количество белорусов, которые сейчас лишились возможности работать. «Часто про водителей-иностранцев говорят, что они не знают русского языка, но белорусы прекрасно им владеют, — говорит она.— Водят они ничуть не хуже российских водителей».
В случае если белорусам все-таки разрешат работать на транспорте без экзаменов в ГИБДД, то это частично нарушит права россиян, считает главный эксперт Национального экспертного совета по подготовке и тестированию водителей Александр Лыткин. По словам эксперта, бывает и так, что у водителей с российским гражданством имеются права, полученные в других странах СНГ: в таком случае они должны будут переучиваться и сдавать экзамены для устройства на работу. Еще одним доводом против разрешения белорусам работать без переэкзаменовки, по мнению господина Лыткина, является тот факт, что права, которые выдаются ГАИ Белоруссии, не соответствуют требованиям, закрепленным в венской конвенции о дорожном движении. В Белоруссии давно должны были изменить внешний вид документа.