Законом не определено понятия осмотра, поэтому под осмотром понимается визуальное обследование. При осмотре должностное лицо не может приникать в транспортное средство и прикасаться к предметам, а свобода передвижения гражданина, его права на распоряжение имущества или иные права не могут быть ограничены.
В соответствии с п.1 ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
В соответствии с п.1 ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Никаких иных оснований для проведения досмотра законом не предусмотрено.
Для проведения досмотра у должностного лица должны быть достаточные основания предполагать, что будут обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением, так как данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения.
Применение мер административного пресечения сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, поэтому согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ они применяются только в случаях, установленных КоАП. В частности, осуществление досмотра транспортных средств, находящихся при физическом лице, сопряжено с ограничением отдельных имущественных правомочии права пользования, права распоряжения движимым имуществом или недвижимостью.
Применение мер административного пресечения допускается только в случаях, когда невозможно осуществление иных предусмотренных КоАП процессуальных действий, не сопряженных с ограничением прав и свобод человека.
Если в результате досмотра должностное лицо не обнаружит орудия совершения либо предметы административного правонарушения, то такой досмотр является незаконным. В таком случае у досмотренного лица возникает возможность обратиться с иском в суд о возмещении вреда причиненного незаконным задержанием.
Под задержанием, согласно 5-й ст. Европейской конвенции о защите прав человека, является любое ограничение свободы. Поэтому важно в протоколе досмотра достоверно указывать время начала и окончания досмотра. При оценке размера компенсации вреда суд будет исходить, в том числе, из сроков задержания.
Досмотр осуществляется только в присутствии понятых. Понятой — это любое незаинтересованное лицо, которое не является сотрудником полиции.
В присутствии понятых составляется протокол и должностное лицо проводит досмотр. В связи с тем, что досмотр проводить должностным лицом, оно самостоятельно открывает капот, багажник, достает вещи, распаковывать сумки и т.д. Досматриваемое лицо не должно вмешиваться в процесс досмотра.
Создание препятствий досмотру образует состав правонарушения по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.
При досмотра разрешается производить видеозапись не только должностным лицам, но и досматриваемому лицу.
Если при досмотре не обнаружено орудий совершения либо предметов административного правонарушения, то должностное лицо выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.